До процветания России осталось 10 лет

Российский премьер не боится расширения НАТО на восток. В отличие от других политиков, пугающих обывателей страшилками, Касьянов предложил альтернативу: "двадцатку Россия-НАТО"

Премьер-министр России, заменивший Владимира Путина на юбилейном заседании Восточного комитета германской экономики, чувствовал себя некомфортно. Зарекомендовавший себя надежным экономистом-хозяйственником, Михаил Касьянов ранее предпочитал избегать политических высказываний. Однако в эту поездку, представляя не только правительство, но и президента, премьер держал ответ не только за экономический рост, но и за политические процессы, происходящие на территории нашей страны.

Основным стимулом политического и экономического развития страны Европы, как известно, считают расширение таких крупных организаций, как НАТО и Евросоюз. Россия позиционирует себя несколько отстраненно от них, не заявляя о своем желании влиться в эти международные структуры. На вопрос "Не собирается ли Россия лет через 10 стать членом ЕС?", Касьянов ответствовал, что с Евросоюзом мы намерены строить общее экономическое пространство. "Европа в течение ближайших 20 лет собирается удвоить ежегодное потребление природного газа. Никто не говорит, откуда этот газ. У нас создается впечатление, что из России", - съязвил наш премьер. А еще глава правительства отметил, что предприниматели из Европы должны интересоваться не только проектами в сфере добычи сырья, но и в сфере высоких технологий. "Мы можем предложить проекты в авиационной, космической сфере, сфере транспорта, связи, коммуникаций, ТЭК, информатики и науки. Нам известны трудности, с которыми сталкиваются инвесторы в России, поэтому заявляю: серьезным инвесторам в российскую экономику будет оказана серьезная поддержка правительства". Михаил Касьянов добавил, что для его кабинета наиболее важной целью является "рост доходов населения до уровня стран Европы". И уточнил, что это произойдет не позднее, чем через 10 лет.

Экономическим путем премьер Касьянов собирается лечить и "глубинные язвы", оставленные в минувшем столетии на теле нашего общества. "Россия больше никогда не вернется к тоталитарному прошлому!" – уверенно заявляет глава правительства, но тут же уточняет, что пока еще "не пережит синдром тоталитаризма на глубинном уровне", и, "выбирая кандидатов в местное самоуправление, они (избиратели) выбирают таких боссов, которые зачастую не имеют отношения к демократии".

Важной задачей Касьянов называет построение гражданского общества. Очередным шагом в этом направлении станет принятие закона "Об информационной открытости и доступе граждан к процессу принятия решений правительства". Таким образом, планируется спустить понятие "закон" с правительственных небес на обывательскую землю. По мнению премьера, так предполагается лечить еще одну общественную болячку, названную "синдромом недоверия".

Не совсем понятно, как этот нормативный акт будет реализован на практике. Если разговор идет о том, что все правительственные решения и распоряжения будут опубликованы, и, таким образом, ознакомиться с ними сможет каждый гражданин – определенная открытость действительно будет достигнута. Но что понимает глава кабинета министров под "доступом граждан к процессу принятия решений правительства", совершенно не ясно.

И еще об информационной открытости. В России уже существует федеральный закон "О праве граждан на информацию". Глава вторая Конституции закрепляет право каждого гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Однако добиться от местной власти в регионах необходимых документов порой не удается даже столичным журналистам. Практика показывает, что эти законодательные нормы на местах не работают. Ведь уголовная ответственность за их невыполнение не предусмотрена.

Выбор читателей