"Стоп, машина!" – командуют олигархи

Как показывает практика, протекционистские меры, кем бы они ни инициировались – государством или заинтересованными промышленными структурами, – никогда не приводили к экономическому прорыву

Через какое место делается в России б ольшая часть больших и не очень больших дел, пояснять, наверное, не надо. Бессмертная фраза Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда" стала основным девизом современной российской жизни. Очередным тому подтверждением стала реализация на практике пресловутой концепции развития отечественного автомобилестроения.

Казалось, серьезный документ, призванный способствовать возрождению отечественной автомобильной промышленности и обеспечению россиян доступным автотранспортом, должен расставить все точки над "i" в российских автомобильных делах. На деле события начали развиваться с точностью до наоборот: вместо повышения спроса на отечественные автомобили крупнейшие российские автозаводы "ВАЗ" и "ГАЗ" столкнулись с затовариванием и были вынуждены прибегнуть к приостановке конвейеров и сокращению рабочей недели. Согласитесь, хорошее начало "подъема" отечественного автопрома... Но если у "ВАЗа" благодаря наличию новых разработок все-таки есть определенные шансы сохранить свое место на рынке, у "ГАЗа" дела обстоят куда хуже. По заявлениям самих сотрудников завода, в скором времени легенда российского автомобилестроения – "Волга" окончательно уйдет в историю.

Причиной такого положения дел, по мнению представителей завода, которое приводят "Финансовые известия", "стали проблемы со сбытом, которые многие аналитики объясняют политикой нынешних владельцев "ГАЗа" – руководства компании "Базовый элемент" (прежде – "Сибирский алюминий"), "пробившего" в правительстве введение запретительных пошлин на иностранные автомобили старше семи лет". А дальнейшие перспективы производителя "Волг" весьма туманны ввиду бурно развивающейся в России системы покупок новых иномарок в кредит.

Как показывает практика, протекционистские меры, кем бы они ни инициировались – государством или заинтересованными промышленными структурами, – никогда не приводили к экономическому прорыву. Максимум, чего удавалось достигнуть протекционистам, так это консервации на какое-то время текущей ситуации – с весьма печальными последствиями в дальнейшем. В данном случае последствия, можно сказать, уже наступили: отечественный автопром, и "ГАЗ" в частности", переживает глубокую стагнацию. Прикупив в свое время "модное", как тогда казалось, автомобильное производство и "застолбившись" на новом для себя рынке, "алюминщики" откровенно переусердствовали с административным ресурсом. Продавленные ими запретительные меры в отношении иномарок сослужили медвежью службу им самим.

Научит ли ситуация с "ГАЗом" чему-нибудь его владельцев, или вера олигархов в силу протекционизма так и останется неистребимой? Пока всё говорит за то, что практика не учит ничему.

Однако ничто не вечно под Луной. В жизни назрели объективные перемены – Россия твердо решила вступать во Всемирную торговую организацию. Вступление идет медленно, со скрипом и тормозами. Будь Россия членом ВТО – вряд ли тогда в угоду интересам олигархов в стране могли бы существовать тепличные условия для неконкурентоспособных производств, как это произошло с автопромом.

Именно нежелание допустить подобное развитие событий объясняет мягко говоря сдержанную позицию, занимаемую олигархами в вопросе о вступлении. "Вступать однозначно надо, однако России необходимо придерживаться принципа "сначала готовность, потом присоединение", – заявил председатель наблюдательного совета компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска, выступая в Москве на международном конгрессе "Вступление России в ВТО. Оценки влияния процесса на основные отрасли экономики". По его мнению, "подготовленность России к членству в ВТО проявляется, в частности, в состоянии российской промышленности. В связи с этим необходима четкая и продуманная промышленная политика, которая, во-первых, позволила бы избавить многие отечественные предприятия от выполнения вынужденных и несвойственных им социальных функций, а во-вторых – привести к конечной цели – модернизации промышленности".

Что касается современной промышленной политики в России, единственное, что можно о ней сказать, – ее как не было, так и нет. "Труба" остается основой экономики страны, а судить о промышленности и модернизации можно по состоянию все того же автопрома. Таким образом, если следовать логике председателя наблюдательного совета "Базового элемента": нет промышленной политики, нет модернизации – значит, нет и ВТО. Когда первые две составляющие появятся? Наверное, когда в России иссякнут нефть и газ.

Судя по всему, вступление в ВТО и создание конкурентоспособной промышленности для России – дело отдаленного будущего. В сложившейся ситуации, когда интересы олигархов идут фактически вразрез с интересами национальными, говорить о светлом будущем российской экономики рано. К сожалению, известный американский лозунг "Что хорошо для Форда – хорошо для Америки" нельзя перенести на Россию. Генри Форд научил Америку делать новые хорошие машины, нынешние российские олигархи никак не могут продать старые.

Впрочем, они об этом не сильно переживают.

Выбор читателей