Отжигаем жестко!

Несмотря на название, секса как такового в фильме практически нет. Есть безнадежно грустный онанизм недолюбленного гомосексуалиста перед гетеросексуалом

Правила секса (The Rules of Attraction)
США, 2002
Режиссер: Роджер Эвери
В ролях: Джеймс Ван Дер Бик, Шаннин Соссамон, Ян Самерхолдер, Эрик Штольц


"Раздевайся – не лажайся!" – название одной из многочисленных вечеринок в этом фильме. Есть и другие, даже более изобретательные, но они теряют шарм из-за не слишком корректного перевода. На такие вот с недетским размахом организованные модные тусовки обычно собираются все студенты небольшого Колледжа гуманитарных наук Камден в Новой Англии.

Шон просто хочет с кем-нибудь перепихнуться. Лорен одержима потерей девственности. Пол надевает лучшую из пятидесяти рубашек, чтобы наконец снять какого-нибудь смазливого парнишку. Отличная завязка для очередного "Американского пирога"...

Через час и пятнадцать минут, when the party is over, Полу (Ян Самерхолдер) нанесут удар по яйцам и плюнут в лицо, бедняжку Лорен (Шаннин Соссамон) будет, истекая блевотиной, трахать какой-то омерзительный даун, а Шон (Джеймс Ван Дер Бик) уедет из скверного городка куда подальше. Навсегда. "Ха-ха! Нас снова постигла неудача", – скверно ухмыльнется за кадром автор. Для "Американского пирога" – жестковато. Особенно очевидно это станет, когда в конце фильма дадут понять, что страсть современного кино к концентрическим сюжетам достигла своего апогея – пять минут до начальных титров нам показывали конец этого фильма.

До дурацкой "закольцованной" вечеринки у означенных выше героев произошла целая история, в которой были "и жизнь, и слезы и любовь". То есть, и легкий флирт, и страсть, и проблемы, и "некачественный" секс, и разочарования, и попытки суицида (попадались, кстати, удачные), и даже, не к ночи будет сказано, любовь. И вот они на этой вечеринке – почти незнакомы.

Видимо, исключительно для привлечения тинэйджеров в русском прокате название фильма переводится в лоб: "Правила секса". Секса как такового в нем практически нет. Есть безнадежно грустный онанизм недолюбленного гомосексуалиста Пола перед гетеросексуалом Шоном. Предполагается, но остается за кадром, быстрый секс Шона с плотоядной блондинкой Ларой – характерное застегивание джинсов и роковое восклицание, адресованное Лорен: "Я переспал с ней, потому что люблю тебя!". Плюс не слишком вдохновенные попытки потрахаться еще с какой-то проходной девицей. Есть также пара эпизодов, в которых Лорен просматривает иллюстрированную энциклопедию венерических заболеваний, чтобы отвлечься от мыслей "об этом", и, наконец, ритмично двигающаяся в кадре голова все той же разочарованной суровым бытом Лорен, которая выдавливает сакраментальное: "Я знала, что это произойдет именно так!".

Все это тянуло бы на вялый трэш, когда б не серьезная мина, которую подобно клоуну-маньяку из добротного ужастика строит за кадром режиссер Роджер Эвери (знаменитый, к слову, тем, что помогал Тарантино писать сценарий "Криминального чтива" и получивший вместе с ним за это "Оскар"). Душа зрителя в выходной требует привычного хэппи-энда, а получает то, в чем меньше всего нуждается, – жестокую правду жизни: В погоне за сексом не остается места для сантиментов. Есть такие вещи, изменить которые мы не в силах. Взаимная симпатия возникает редко. Но даже если она возникнет – мы можем ее не заметить или нечаянно убить. Нечаянно – вдвойне обидно. Это то, что касается любви. Однако фильм – не про любовь. Вернее, Эвери снял фильм про любовь на сюжет "не про любовь". То есть он хотел снять фильм по книге, которая не про любовь, но у него получился фильм "про любовь". Ошибка или задумка – теперь уже не разобрать. Он заинтересовался сюжетом книги "Правила секса" еще в 80-х. С чего бы? – это вопрос. Брет Истон Эллис – это ответ.

Брет Истон Эллис – писатель. Персонаж, модный нынче даже в России, куда наконец-то с громким скрипом доехала тележка антигламурных тенденций и где недавно начали переводить и издавать его книги. Брет Истон Эллис, автор "Американского психопата", популярен в Европе наравне с прочими неутомимыми борцами против потребительского снобизма: Фредериком Бегбедером ("99 франков"), Мишелем Уэльбеком ("Элементарные частицы") и Чаком Палаником ("Бойцовский клуб").

То есть дурацкому, по большому счету, кино "Правила секса" можно придать еще и нехилый социальный пафос. "Да, все это актуально и сегодня, и нам это с каждым днем нравится все меньше!" – громыхает за кадром голос клоуна-психопата. "Мы разрушим себя и этот мир вместе с собой!" – кричит Паланик в "Бойцовском клубе". "Вот поэтому у вас и с сексом ничего не получается", – флегматично резюмирует Эллис вечную онегинско-печоринскую проблему. Все на баррикады, значит. Ну, выходит, что так.

Короче, экранизировать роман революционера тире антиглобалиста Эллиса в жанре "откровенная молодежная комедия" – это отличная шутка, приятель! Опять же, давно подмечено, что нет ничего забавнее, наивнее и трогательнее, чем фильмы, которые американцы снимают об англичанах. Только вот на сей раз – не смешно.


Смотрите в кинотеатрах с 26 декабря.

Выбор читателей