Боевики сдались главному боксеру Чечни

Вчера в Чечне произошло событие, свидетельствующее о том, что Шамиль Басаев, командующий "батальоном смертников", стремительно теряет авторитет среди боевиков и полевых командиров

Вчера в Чечне произошло событие, свидетельствующее о том, что Шамиль Басаев, командующий "батальоном смертников", стремительно теряет авторитет среди боевиков и полевых командиров. Как сообщили "Yтру" в УФСБ по Чеченской Республике, в Грозном добровольно сложили оружие, отказавшись от сопротивления, 27 боевиков (по первоначальной информации их было 28). Правда, журналисты несколько приукрасили это событие, сообщив, что прекратили вооруженную борьбу с Россией сразу "28 полевых командиров среднего звена". В ФСБ уточнили, что речь идет об "обыкновенных бандитах".

Церемония проходила в присутствии главы чеченского правительства Михаила Бабича и Мовсара Хамидова, курирующего силовые структуры в администрации республики. Как заявил Бабич, прекращение сопротивления стало "результатом длительной и последовательной работы и переговоров, которые по поручению главы администрации республики Ахмада Кадырова велись с теми полевыми командирами, которые не запятнали себя кровью и изъявили желание прекратить вооруженные акции".

В свою очередь, Мовсар Хамидов рассказал, что особая роль в том, что эта группа боевиков сложила оружие, принадлежит "командиру одного из подразделений правоохранительных органов Чечни Рамзану Кадырову". Именно он установил местонахождение банды оперативным путем и способствовал возвращению боевиков к мирной жизни. Рамзан Кадыров – сын Ахмада Кадырова; как и большинство родственников, служит в его охране, а заодно возглавляет Федерацию бокса Чечни.

Прекратившие сопротивление боевики входили в отряд 40-летнего полевого командира Асланбека Абдулжаджиева (он же "Большой Асланбек"). Сам главарь был уничтожен в ходе спецоперации 26 августа 2000 г. в райцентре Шали. Дом, в котором укрывался "бригадный генерал", окружили бойцы СОБРа и военные местной комендатуры; Абдулхаджиев попытался отстреливаться из "Стечкина" и был уничтожен. Его тело опознали родственники в Ханкале. "Большой Асланбек" считался другом Басаева, воевал под его началом еще в Абхазии в начале 90-х годов. Участвовал в рейдах на Буденновск и Кизляр. В период правления Масхадова был назначен "комендантом Шалинского района". В феврале 2000 г. ему удалось вырваться из Грозного. Боевики "Большого Асланбека" действовали в горных и предгорных районах Чечни. Абдулжаджиев подчинялся Масхадову, но всегда считался "человеком Басаева".

Как сообщили в УФСБ по Чечне, боевики "Большого Асланбека" сдали четыре ручных огнемета "Шмель", 14 автоматов Калашникова, пистолет Макарова и боеприпасы к РПГ-7 и стрелковому оружию. Пользуясь случаем, республиканское управление ФСБ распространило информацию о том, что лица, сдавшие оружие и добровольно заявившие о прекращении своего участия в незаконных вооруженных формированиях, освобождаются от уголовной ответственности. Боевики, сложившие оружие на этот раз, укрывались на территории Ножай-Юртовского, Курчалойского и Веденского районов. Сейчас в отношении каждого из них проводят проверку следователи ФСБ.

Как известно, в ноябре этого года добровольно сложили оружие 10 боевиков из отряда Руслана Гелаева. По мнению представителей администрации Чечни, "процесс пошел". ФСБ же предложила совершить подобную процедуру всем, "кто хочет спокойно жить и трудиться на родной земле".

Сдача оружия боевиками накануне новогодних праздников, кроме прочего, хорошая PR-акция Ахмада Кадырова, претендующего на пост президента Чечни на будущих выборах. Именно ему сдаются участники банд Басаева и Масхадова. По словам самого Кадырова, только за последний год благодаря его усилиям оружие сложили около 70 боевиков. Ни один из реальных кандидатов на пост главы республики, тем более из числа чеченцев, осевших в Москве, не может похвастаться такой результативностью. Тем временем, как сообщил глава администрации Чечни, на подходе еще одна группа желающих заявить о прекращении боевых действий: речь идет о 15-20 боевиках.

Впрочем, переговоры с основными действующими лицами в стане непримиримых пока не приносят результата. Не так давно Кадыров призвал сдаться Масхадова и полевого командира Магомеда Хамбиева, обещая ходатайствовать о "смягчении приговора". Но полевые командиры сдаваться не спешат. Тот же Хамбиев ("министр обороны Ичкерии", разжалованный Масхадовым) известен тем, что "шел сдаваться" несколько раз, но затем передумывал и уходил в горы. Сейчас этот "генерал" сидит под Ножай-Юртом у границы с Дагестаном и учит школьников ставить фугасы. Еще раньше Кадыров через посредников вел переговоры с Русланом Гелаевым, но в итоге "дивизионный генерал" устроил рейд из Грузии в Россию. В самый разгар боев с гелаевцами в Ингушетии Кадыров потребовал добить эту банду. Однако сделать это не удалось: по последним данным, около 60 боевиков из банды Гелаева передвинулись из-под Шатоя на запад Чечни, в район селений Шалажи (Урус-Мартановский район), Бамута и Старого Ачхоя (Ачхой-Мартановский район).

Выбор читателей