Смертникам помогла экономия на безопасности

Как удалось выяснить "Yтру", ошибки и просчеты в охране и обороне зданий правительства Чечни были допущены еще в тот период, когда весь комплекс восстанавливался и ремонтировался

Даже сейчас невозможно назвать окончательные цифры погибших и раненых во время теракта в столице Чечни. На момент взрыва на территории комплекса правительственных зданий находилось как минимум 200 человек. Многих погибших, тела которых были извлечены из-под обломков, родственники увезли на похороны по мусульманскому обычаю – до захода солнца. Сотни раненых получили помощь в госпиталях МВД и Минобороны России, больницах Грозного...

Скорбный список растет, а промасхадовские сайты поздравляют чеченцев песенкой: "В лесу родилась елочка", намекая о своем – тротиловом – подарке соотечественникам к Новому году. Эмиссар Масхадова Закаев, которого так любят европейские правозащитники во главе с Ванессой Редгрейв, по горячим следам пообещал, что Чечня станет второй Палестиной. По данным на вечер 29 декабря, в Грозном погиб 61 человек, число раненых – около 170 – эти цифры привел глава правительства республики Михаил Бабич.

27 декабря в администрации Чечни ждали приезда председателя комиссии по правам человека при президенте России Эллы Памфиловой и министра Станислава Ильясова. Но в 14:30 мск, пробив ворота, перед зданием оказался армейский "КамАЗ", за которым мчался "Уазик". Автомобили, управляемые смертниками, двигались со стороны Старопромысловского шоссе и были нагружены в общей сложности несколькими тоннами взрывчатки. Сейчас сложно восстановить полную картину происшедшего. Свидетельства очевидцев обрывочны: кто-то увидел перед собой летящие двери, на людей падали кирпичи, обломки стен и бетонные плиты... Специалисты центра связи, у которого взорвался один из автомобилей, погибли на месте – они оказались в эпицентре взрыва. Погибли сотрудники правительства, силовых структур, охранники, посетители, водители, работницы столовой, уборщицы... Списки погибших уточняются.

На месте взрыва – огромная воронка. По одной из версий, охрана комплекса, увидев мчащиеся грузовики, открыла огонь на поражение. Один из бойцов убил смертника, управлявшего "КамАЗом". Грузовик остановился, а через несколько секунд прогремели взрывы. Охранник погиб. Каркас основного здания Дома правительства выдержал чудовищной силы удар, но рухнули перекрытия; оконные рамы, двери, обивка моментально превратились в труху.

О смертниках известно немногое. Как сообщил глава МВД Чечни Руслан Цакаев, составлены словесные портреты боевиков. Трое террористов "были славянской внешности", разговаривали по-русски без акцента. Как минимум двое из них были светловолосыми. По сведениям начальника штаба МВД Чечни полковника милиции Ахмеда Дакаева, трое камикадзе подчинялись арабскому террористу Абу аль-Валиду, планирующему операции вместе с Басаевым. По предварительной информации, автомобили со смертниками были загружены взрывчаткой в одном из сел Грозненского (сельского) района.

Как уже сообщало "Yтро", террористам удалось миновать три блокпоста вблизи от здания правительства. Сколько всего постов они проехали, направляясь в Грозный, не известно. Легкость, с которой смертникам удалось преодолеть все препоны, объясняется тем, что автомобили имели номера воинских частей, дислоцирующихся на главной базе российских войск в Ханкале, а сами смертники были одеты в камуфлированную форму с офицерскими знаками различия и предъявляли документы на право передвижения и груз. Все это не вызвало подозрений на блокпостах, поскольку военный транспорт там, как правило, вообще не досматривается. По некоторым данным, эта информация стала известна из допросов бойцов ОМОНа, которые несли службу на одном из блокпостов.

На след Абу аль-Валида и Басаева указывает несколько обстоятельств. Во-первых, несколько дней назад российские спецслужбы по оперативным каналам получили информацию о совещании главаря арабских наемников и Басаева на одной из баз в Ножай-Юртовском районе Чечни, на котором было принято решение о проведении масштабных акций с применением смертников. Во-вторых, в ходе последних спецопераций под Грозным и райцентром Шали федеральным силам удалось уничтожить нескольких арабских полевых командиров, подчинявшихся Абу аль-Валиду. Среди них оказался некто Абу Тарик, представлявший в Чечне международные террористические организации. У убитого обнаружили паспорт гражданина Алжира. Не исключено, что взрыв здания правительства в Чечне стал местью Басаева и Абу аль-Валида за гибель своих людей. К тому же был использован чисто арабский метод самоликвидации, которым уже три года арабские инструкторы обучают чеченских боевиков.

Роль Масхадова в этой ситуации очевидна: он не раз заявлял, что "командует всеми моджахедами" в Чечне, а значит, в полной мере несет ответственность и за этот теракт.

Между тем в процессе расследования взрыва Дома правительства Чечни выявляются первые виновные. Так, по словам заместителя Генпрокурора России Сергея Фридинского, уже "установлено нарушение закона в организации охраны и обороны комплекса правительственных зданий". При этом поставлен вопрос "об отстранении от должностей коменданта комплекса правительственных зданий и коменданта города Грозный". Обвинение конкретным лицам будет предъявлено в ближайшее время. Резко раскритиковал меры безопасности, действующие в столице Чечни, и Ахмад Кадыров, констатировавший, что "террористы по-прежнему хозяйничают в Грозном".

Однако, как удалось выяснить "Yтру", ошибки и просчеты в охране и обороне зданий правительства Чечни были допущены еще раньше – в тот период, когда весь комплекс восстанавливался и ремонтировался. Так, по некоторым сведениям, поначалу все ворота, через которые осуществляется допуск транспорта на территорию комплекса, планировалось оснастить так называемыми "отбойниками". Эти устройства представляют собой мощные железобетонные плиты, торцы которых запирают ворота при помощи домкратов. В этом случае прорыв любого транспорта, включая грузовой автомобиль или бронетранспортер, невозможен. Проекты таких устройств были созданы, но "отбойники" так и не появились в Грозном. Возможно, что их установку в свое время посчитали излишней, но не исключено, что на них просто решили сэкономить.

В любом случае ясно, что вся система безопасности и охраны органов власти в Чечне должна быть пересмотрена кардинальным образом. Как известно, здания правительства, силовых структур, военной комендатуры Грозного располагаются на одном пятачке, представляя собой хорошую мишень для террористов. Вполне вероятно, что теперь места дислокации властных структур будут разведены. А вот наказание конкретных комендантов мало что изменит, поскольку они служат в Минобороны, а охрану по периметру здания несут и военные, и милиция, и бойцы Минюста, и сотрудники ФСБ.

Выбор читателей