Россияне отказываются платить за качество

Таможенные пошлины и прочие сборы в разы увеличивают стоимость лицензионных товаров по сравнению с дешевыми подделками. А значительно переплачивать за качество большинство россиян пока не могут

Больше половины всех товаров на российском рынке – фальшифки. Об этом заявил в эфире радиостанции "Милицейская волна" первый заместитель начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД России Николай Бобков. Если верить сообщениям информационных агентств, названный чиновником объем контрафактной продукции составляет чуть ли не 90 %. С цифрой, пожалуй, ошибочка вышла, но масштаб проблемы она отражает верно. Незаконное присвоение чужих названий, попросту говоря, пиратство – беда мировая. Но в России, как всем хорошо известно, оно приобрело просто катастрофические размеры.

Больше всех от нелегалов достается производителям видеофильмов и компьютерных программ. Затем следуют игрушки, электробытовая техника, обувь, косметика и парфюмерия, лекарства, продукты. Как отметил представитель МВД, основная масса поддельных товаров поступает из-за рубежа. Поставляют их по большей части азиатские государства: страны Юго-Восточной Азии – электробытовую технику и программное обеспечение, парфюмерия, косметика и игрушки - из Китая. Отечественные умельцы в основном специализируется на производстве "фирменных" продуктов питания, одежды, обуви, бытовой химии, лекарственных препаратов, аудио и видеопродукции.

Николай Бобков в своем выступлении заявил о намерении ГУБЭП жестко бороться с производителями фальсифицированной продукции. И это одно из приоритетных направлений деятельности управления. В уходящем году выявлено более 2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом интеллектуальной собственности. Замначальника ГУБЭП отметил, что распространению контрафактов способствуют большая плотностью населения, наличие международных морских портов, рынков сбыта, транспортных узлов или близость границ. Поэтому подавляющее большинство подобных преступлений зафиксировано в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Свердловской, Рязанской и Ярославской областях.

Вопрос о необходимости борьбы с фальсификацией известных торговых марок возникает в недрах государственных учреждений с завидной регулярностью. В конце прошлого месяца Совет Федерации одобрил поправки к закону о товарных знаках, согласно которым обнаруженный контрафактный товар подлежит уничтожению за счет нарушителя. А буквально в середине декабря экспертный совет Госдумы по регулированию потребительского рынка выступил с инициативой упростить список признаков преступления по изготовлению и реализации контрафактной продукции и свести их до одного: размера партии товара или его стоимости. Поведавший об этом предложении депутат Дмитрий Шелищ объяснил, что в год рассматриваются сотни дел о маркировании продукции поддельными товарными знаками. Свыше 40% косметики и до 85% обуви на рынке – "липа". Но лишь немногие из начатых по этому поводу расследований доводится до суда. Причина в том, что, согласно Уголовному кодексу, факт преступного использования товарного знака признается только в том случае, если носит регулярный характер или связан с причинением крупного ущерба. И то, и другое достаточно сложно доказать.

Впрочем, отсутствие подходящей законодательной базы отнюдь не основная причина малоэффективной деятельности правоохранительных органов в области защиты интеллектуальной собственности в России. Вволю резвиться на просторах родины позволяет "пиратам" пробуксовывающая налоговая реформа. Таможенные пошлины и прочие сборы в разы увеличивают стоимость лицензионных товаров по сравнению с дешевыми подделками. А значительно переплачивать за качество большинство россиян пока не могут. Так что, по всей видимости, несмотря на обнадеживающие заверения высоких милицейских чинов, ужесточение их действий и регулярные проверочные рейды по оптовкам, фальшивки будут наводнять отечественный рынок еще достаточно долго и в большом количестве.

Выбор читателей