Размер и цвет – это не главное

Еще не так давно присутствие негра в рядах европейской сборной казалось невозможным. Сейчас в доброй половине сборных Голубого континента можно увидеть темнокожих футболистов

Ушли в прошлое времена, когда на футбольные поля Европы выходили высоченные игроки, символизирующие собой "торжество белой расы". При Гитлере футбольная сборная Германии была призвана олицетворять собой мощь арийского спорта, однако команде, игроки которой во время исполнения немецкого гимна выбрасывали руку в нацистском приветствии, отчаянно не везло. Правда, на чемпионате мира 1934 года сборная Германии, удивив всех, дошла до полуфинала, но затем на берлинской Олимпиаде 1936 года стала одним из горчайших разочарований фашистского режима: немцы вылетели на ранней стадии, утешившись лишь тем, что высадили их другие потомки Нибелунгов – сборная Норвегии.

Для торжества арийского спорта немцы не стеснялись привлекать в сборную футболистов не арийского происхождения. Так, после захвата Польши в сборную Германии был включен один из сильнейших нападающих довоенной Европы Эрнст Виллимовски. Он так и остался в Германии.

Но закрывавшим глаза на присутствие в сборной "неполноценных славян" фашистским бонзам и в страшном сне не могло присниться, что футболку бундестим когда-либо наденет негр. На рубеже веков так, однако, и произошло. Джеральд Асамоа стал первым темнокожим футболистом, вставшим под цвета сборной Германии. Онемечивание сына ганских гастарбайтеров Асамоа прошло в полном соответствии с европейской тенденцией последних лет: все чаще под знамена европейских сборных становятся футболисты с небелым цветом кожи. Футбольные сборные Европы заполонили выходцы с Черного континента.

Начало этому процессу было положено знаменитым Эйсебио, который в 1965 году был признан лучшим игроком Старого Света. Затем последовали черные французы во главе со знаменитым Мариусом Трезором; в 1978-м под знамена сборной Англии был призван потомок выходцев с Ямайки Вив Андерсон, и примерно в те же годы в переживающей смену поколений голландской сборной были замечены индонезиец Тахамата и китаец Ла Линг. Чуть позже, во второй половине восьмидесятых, в ряды "оранжевых" влились суринамцы Рийкаард, Гуллит, Ваненбург, Винтер и Менцо.

Первенство Европы 1988 года проходило в ФРГ, и игроки сборной Голландии, выигравшей чемпионат, потом частенько вспоминали, как оскорбляли темнокожих голландцев немецкие фанаты. В то время присутствие негра в рядах сборной ФРГ казалось немцам вздорной фантасмагорией. Сейчас в рядах доброй половины европейских сборных можно увидеть темнокожих футболистов. Голландия, Португалия, Англия, Франция, Бельгия в свое время располагали колониальными владениями, и теперь подрастерявшие спортивную мощь метрополии активно используют услуги выходцев из бывших колоний.

Куда удивительнее было видеть в сборной Швеции середины девяностых темнокожую связку Мариин Далин – Хенрик Ларссон. Тенденцию продолжил Джон Карью, в настоящее время защищающий цвета сборной Норвегии. Карью, Далин и Ларссон – мулаты, но вот Па-Моду Ка – еще один игрок, примеривший не так давно футболку сборной Норвегии, – обладает уже радикальным иссиня-черным цветом кожи.

Не остались в стороне и восточноевропейские страны. О "нигерийском поляке" Эммануэле Олисадебе, сыгравшем ключевую роль в триумфальном марше сборной Польши по дороге на последний чемпионат мира, написано уже немало. А вот имя Томаса Совунми, думается, мало кто слышал. В середине 90-х этот нигерийский форвард был привлечен в ряды сборной Венгрии. Впрочем, отыграл он за сборную недолго и яркого следа в истории футбола страны оставить не смог.

Есть темнокожий футболист и у швейцарцев – соперников сборной России по отборочному циклу Евро-04. Российским защитникам, возможно, придется столкнуться с Блезом Нкуфо – форвардом, защищающим цвета немецкого "Ганновера 96". Вообще, что любопытно, все отмеченные игроки (Карью, Далин, Ларссон, Совунми, братья Мпенза, Нкуфо, Па-Моду Ка, Олисадебе), разными путями попавшие в сборные, где большинство составляют футболисты "титульной национальности", – форварды. Старый Свет успевает выпускать из своих футбольных школ грамотных защитников и изобретательных хавбеков, но на позиции форвардов, где особенно востребованы такие качества как скорость и координация, ощущается явный дефицит.

Но вернемся к немецкому первопроходцу Джеральду Асамоа. В интервью еженедельнику "Киккер" он поведал о том, с какими проявлениями расизма ему приходится сталкиваться в Европе. Предлагаем фрагменты его интервью:

– Часто ли Вам приходится сталкиваться с проявлениями расизма в Германии?
– С тех пор как я надел футболку сборной Германии, количество расистских выходок по отношению ко мне пошло на убыль. Раньше особенно тяжело было в бывшей Восточной Германии; когда мы приезжали играть с "Энерги" из Коттбуса, я постоянно слышал оскорбления в свой адрес. Теперь же местные дети подходят ко мне и просят автографы.
– Что Вы чувствуете при этом?
– Это ощущение довольно сложно передать словами. Внезапно начинаешь осознавать, что люди к тебе относятся как к равному. Так, как будто я немец. Но кое-где порой мне все-таки приходится сталкиваться с актами расизма. Например, когда мы играли матч Кубка УЕФА в Варшаве.
– Там Вас обзывали обезьяной...
– Да, это было ужасно.
– И какова была Ваша реакция?
– Это было больно. Очень больно. Думалось: почему эти идиоты не могут понять, что они сами ведут себя как животные? Почему?
– Кстати, лучший снайпер сборной Польши, Эммануэль Олисадебе, родом из Нигерии.
– Именно! И они его обожают. Где же логика? Примерно с тем же отношением я встретился, когда приехал в составе сборной Германии в Болгарию. При этом в болгарской лиге играет немало темнокожих футболистов, которых почитают местные фаны. Конечно, такое отношение причиняет сильную боль. Понимаешь, что ничего не можешь с этим поделать, и становится совсем больно.
– Но Ваша успешная игра за национальную сборную Германии вполне может изменить отношение к людям с темным цветом кожи.
– Я надеюсь на это. Возможно, поэтому я остановил свой выбор на немецком гражданстве, хотя вполне мог бы играть за сборную Ганы. И знаете – сейчас многие "цветные", живущие в Германии, подходят ко мне и благодарят за то, что я делаю в сфере расовой терпимости в стране. Они говорят: "С тех пор как ты начал играть за сборную, к нам стали относиться лучше".


Вот так. "Тяжела и неказиста жизнь цветного футболиста". Тем не менее, из года в год в европейских клубах появляется все больше и больше выходцев с Черного континента.

Выбор читателей