Школьные будни ужасные

Несмотря на то, что наши дети вынуждены кутаться на уроках в шубы и платки, а информатику изучать на пальцах, чиновники не спешат заботиться о насущных потребностях подрастающего поколения

Материально-техническая база обычной российской средней школы – это, знаете, такая вещь... почти в себе. Особенно хорошо это заметно, когда начинаешь сравнивать "их" и "нашу" школьную жизнь.

Вот, сами сравните. Еще в начале декабря руководство школ города Эдинбурга (Шотландия) рассматривало возможность выдачи каждому ученику бесплатного ноутбука. Причем эдинбуржцы не первые, поскольку "слизали" эту идею у образовательных учреждений США, где в 239 школах штата Мэн учащиеся от 12 лет и старше бесплатно получают Apple iBook, который не без пользы юзают по три и более часов в день. О размахе шотландского начинания свидетельствует тот факт, что ноутбуком и домашним доступом в Интернет собираются обеспечить всех учащихся, начиная с девятилетнего возраста, общей численностью около 22 тыс. человек.

А у нас?

В Самарской области в ноябре прошлого года началась акция по искоренению школьных уличных туалетов. Какие, уважаемые, ноутбуки, коль скоро учащиеся 280 школ области вынуждены бегать в отхожие места, что называется, "по морозцу босиком" (или вы думаете, что школьники всякий раз переобуваются, вылетая в "интересное место"?). Думается мне, что во многих областях нашей необъятной ситуация не лучше.

В Санкт-Петербурге – тоже в ноябре 2002 г. – в 15 школах были закрыты спортзалы. С какой это стати, вы спрашиваете? Да с такой, что оснащенность этих школ спортивным оборудованием и инвентарем находится на уровне, соответствующем приличной пыточной камере. Иными словами, порвать связки или сломать ногу – всегда пожалуйста, а вот заниматься спортом... ну, разве только очень экстремальным. В 8 школах из этих 15 спортзалы нуждаются в капитальном ремонте, в 3 вообще нет условий для занятий физкультурой, а кроме того, проблемой остается недостаточная освещенность – в 1,5-3 раза ниже нормы.

В Тульской области тоже, судя по всему, такая проблема наличествуют, потому как учащиеся из 18-й новомосковской школы оборудуют спортзал своими силами. Собирают металлолом, а на вырученные деньги ремонтируют помещение, куда собираются установить уже имеющийся в школе спортивный тренажер. При этом металлолома собрали на 2100 рублей, а, по оценке мастера, на ремонт помещения требуется около 4000, да и то при условии, что косметические работы дети выполнят сами. Напоминаю: косметические работы – это прежде всего покраска и штукатурка. Дело веселое, конечно, особенно когда требуется выкрасить небольшую площадь. Но когда речь идет о помещении для занятий спортом, сразу возникает вопрос: нюхать все эти краски-растворы дети тоже будут сами или за них это сделает все-таки любящее их государство?

А вот в декабре информационное агентство "ГородКурск" представило "наглядную иллюстрацию истинного положения дел в системе образования" на примере средней школы №51, где старая отопительная система учебного заведения не справилась с морозами и дети вынуждены учиться, не снимая пальто и шапок. Родители в течение дня бегают в школу и приносят школьникам дополнительные теплые вещи. За это им, конечно, как добросовестным воспитателям чад своих, отдельное спасибо. Но почему нормальные условия для обучения не предоставляет муниципалитет, не вполне понятно. Не спешат чиновники думать о детях. И, как справедливо замечает все тот же "ГородКурск", "констатация того, что главным источником финансирования муниципального образования постепенно становится не бюджет, а родители, приводят руководителей этого самого образования к мыслям почти философским – о том, в каком месте у государства находятся школы?!". Об этом задумываешься еще крепче, когда узнаешь, что в том же Курске школы и дошкольные учреждения, по информации сайта 5баллов.ру, укомплектованы врачами на 75-80%, а в районных школах положение еще сложнее. Аналогичная ситуация (что с отоплением, что с врачами) наблюдается во множестве других российских городов.

На этом фоне сообщения типа "Компьютеризация ивановских школ идет полным ходом" выглядят трогательно, особенно когда читаешь о подробностях. Городской парламент Иванова решил ежегодно выделять 1 млн. рублей на открытие 5 компьютерных классов. Программа рассчитана до 2006 года включительно, и, таким образом, как сообщает сайт 37.ru, современными компьютерами будут оснащены все школы города. При этом ничего не говорится о том, в каком состоянии к 2006 году будут находиться "современные компьютеры", установленные в 2002-м. У ивановских детей есть все шансы через 4 года попасть в положение московских школьников, которые работают на компьютерах, не имеющих, по словам представителей Департамента образования Москвы, "никакого отношения к современности". А таковыми торжественно оснащены 75% столичных школ. Что за беда? Да никакой беды, в сущности, если, конечно, забыть о том, что современный софт требует соответствующего "железа".

Но москвичам худо-бедно еще можно выкрутиться: их родители, по сравнению с теми, кто живет в регионах, зарабатывают вполне достаточно, чтобы, скинувшись, обеспечить класс хотя бы нормальными мониторами. А вот что делать новгородцам, зарплаты которых явно несопоставимы с московскими, непонятно. Между тем, по данным Центра Госсанэпиднадзора Новгородской области, в 30% школьных кабинетов информатики отмечается превышение допустимого уровня электромагнитного излучения. Это не говоря уже об отсутствии гигиенических сертификатов, общей древности аппаратуры, отсутствии заземления и прочих "мелочах". По результатам проведенной в декабре проверки специалисты санэпиднадзора вынесли 21 постановление о временной приостановке работы этих кабинетов. Теперь вопрос: что делать детям в то время, пока кабинеты не возобновят свою работу?

И еще вопрос: чем занимаются руководители департаментов образования в то время, когда их подопечные сидят без туалетов, компьютеров, отопления и прочего "барахла", которое, видимо, с точки зрения этих самых руководителей, не стоит даже доли внимания?

Сейчас расскажу. Во время проведения акции по искоренению уличных туалетов руководитель Департамента образования Самарской области Ефим Коган, по сообщению "Русской линии", договаривался с архиепископом Самарским и Сызранским Сергием о введении в школьную программу предмета "православная культура" и необходимости соответствующей подготовки. В это же самое время, по сведениям портала Credo.Ru, в Самаре близилось к завершению строительство первого храма при государственной школе №54, которая "является экспериментальной площадкой, где осуществляются совместные проекты Самарской епархии и Департамента науки и образования администрации Самарской области". Средства на строительство школьного храма изыскали мэр Самары Георгий Лиманский, депутаты городской думы, администрация Октябрьского района. Эти деньги были изысканы не вчера, потому что вчера строительство уже завершилось. Вопрос в связи с этим: почему забота о негосударственных проблемах (а религиозное воспитание не является государственной проблемой) стоит для чиновников на том месте, где, по идее, должны стоять заботы совершенно иного характера. Понятно, что город Самара не имеет отношения к уличным туалетам Самарской области. Но как насчет компьютеризации городских школ и поддержки школьной материально-технической базы в соответствующем современным требованиям состоянии?

Кстати, в том самом Курске, где дети учатся, кутаясь в шубы и шарфы, между властями и местной епархией тоже подписан договор о сотрудничестве. Что за проблема, вы спросите? А проблема, собственно, в том, что подготовка учителей, оборудование кабинетов и обеспечение учащихся необходимой учебной литературой происходит, как всем нам хорошо известно, отнюдь не на халяву. И, таким образом, деньги, которые могут идти на решение проблем, связанных с государственным заказом, уходят на совершенно посторонние государству нужды. Ибо школа, как известно, в нашей многоконфессиональной стране отделена от церкви, но отнюдь не от государства.

Еще одна проблема, которая периодически всплывает из чиновничьих закромов, – это банальное воровство, не прикрытое уже никаким "духовным воспитанием". Так, по сообщению 02online.ru от 23 мая 2002 г., государственный контрольный комитет Республики Башкортостан выявил факты нарушения в использовании средств, выделенных из республиканского бюджета администрациям районов и городов на приобретение компьютерной техники для образовательных учреждений. В Кигинском управлении народного образования приобрели шесть компьютеров и три принтера на общую сумму 162,1 тыс. рублей для собственных нужд, при этом в средние школы передали технику б/у числом 5 компьютеров и стоимостью 16,2 тыс. рублей. Общая же сумма нецелевого использования бюджетных средств и имущества в проверенных управлениях народного образования составляет 511,6 тыс. рублей. Кроме того, по результатам той же проверки было установлено, что и сама программа компьютеризации образовательных учреждений и модернизации компьютерных классов проработана была плохо. К примеру, в Министерстве образования попросту не имелось данных о компьютерах, требующих модернизации. А еще, согласно плану бюджетного финансирования, из бюджета должно было быть выделено 10270,2 тыс. рублей, в то время как на самом деле выделенная сумма составила лишь 4660 тыс., из которых часть все равно была оставлена на балансе министерства для создания медиацентра, оснащение которого стоило 1069,7 тыс. рублей. В скобках: программа компьютеризации образовательных учреждений отнюдь не предусматривала эту статью расходов, поскольку Минобразования Республики Башкортостан, мягко выражаясь, не является образовательным учреждением.

Однако так называемое "нецелевое использование средств" – это не единственная наша проблема. Есть еще одна, называется "человеческая дурь". От которой, как известно, есть единственный рецепт – гильотина.

Еще 1 ноября прошлого года в рамках президентской программы "Дети России" в Новороссийск поступила партия современных компьютеров. Машины распределили по школам – по 5-10 штук в зависимости от количества учеников. Однако, как сообщает 5баллов.ру, школьники как сидели без компьютеров, так и сидят. А почему сидят? А сейчас расскажу.

Что делает нормальный человек, покупая компьютер? Правильно, подключает его в сеть (электрическую) – самостоятельно или с помощью специалиста. После чего благополучно юзает. Что делает новороссийское Управление образования? Создает специальную комиссию и объявляет тендер среди специализированных фирм на установку школьных компьютеров. Причем... Нет, вы погодите рвать и метать, тут такая Санта-Барбара... Значит, по утверждению главного специалиста Управления образования Лидии Лаганиной, все документы для проведения тендера подготовлены и переданы тендерной комиссии. Но специалисты из этой комиссии, в свою очередь, заявляют о том, что не видели их и краем глаза. Поэтому современное на сегодняшний день оборудование хранится в запечатанных коробках прямо в школах, а учителя и ученики, облизываясь или матерясь, ждут не дождутся того момента, когда же наконец к ним придет крутой мэн, который распотрошит коробки и воткнет вилки в розетки.

Зато в соседних Геленджике и Анапе президентские подарки установили безо всяких тендеров через 2 недели после их получения.

Вот, собственно, так вкратце и обстоят дела в нашей средней школе. Кто-то ручкается с местными епископами под предлогом "духовного воспитания" подрастающего поколения, кто-то тупо ворует из казны принадлежащие детям деньги, не особо заботясь "цивилизованным" оформлением этого воровства, а кто-то просто дурак. Страдают при этом не только дети, но и их учителя, вынужденные кормиться любыми возможными средствами, включая пресловутое репетиторство. Но какое дело до этого тем, кто сидит в теплом помещении, оборудованном медиацентром, отнюдь не страдая от нехватки компьютеров и туалетов?

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей