Военные обобрали полицию

Пока верные президенту Уго Чавесу военные части разгоняют демонстрантов, страны ОПЕК не знают, что делать с растущими ценами на нефть, одним из главных мировых поставщиком которой является Венесуэла

В Венесуэле продолжается политический кризис, связанный с противостоянием нынешнего президента страны Уго Чавеса и оппозиции, призвавшей страну почти шесть недель назад ко всеобщей забастовке. Пока верные Чавесу военные части разгоняют демонстрантов дубинками и слезоточивым газом, а сам президент называет оппозиционные теле- и радиостанции "чумой похуже атомной бомбы", страны ОПЕК не знают, что делать с растущими ценами на нефть, одним из главных мировых поставщиком которой является Венесуэла.

Вчера армейские подразделения, верные действующему президенту, взяли под контроль в столице страны Каракасе оружейные комнаты полиции. Всё оружие и снаряжение, за исключением нескольких десятков пистолетов, конфисковано – правительство боится перспективы перерастания насилия в бойню с использованием оружия и потому на всякий случай страхуется. Сами полицейские обескуражены – им буквально нечем бороться с криминалом. Они считают, что Чавес подозревает их в тайном сочувствии к оппозиции и недостаточной активности по нейтрализации последней. Более того: два дня назад, ответив отказом на постановление Верховного суда Венесуэлы о передаче контроля над полицией из рук военных в руки самих стражей правопорядка, Чавес обвинил полицию в убийствах своих сторонников, устраивающих массовые демонстрации и шествия на улицах Каракаса.

Свою решимость противостоять оппозиции Чавес демонстрирует весьма последовательно. Вчерашним указом он уволил практически весь руководящий состав государственной нефтяной и газовой компании Венесуэлы Petroleos de Venesuela – две тысячи человек, участвовавших в антиправительственной забастовке. Чавес заявил, что действия компании стали примером крупнейшего за всю историю страны саботажа.

Уго Чавес предупредил лидеров оппозиции, что не допустит прекращения работы школ, банков, продовольственных предприятий и складов. "Они хотят разрушить нас экономически. Они не смогут этого сделать. Клянусь в том именем Господа и моей матери!" – заявил он в своем последнем телевизионном обращении к нации, имея в виду лидеров оппозиции. Тогда же президент подписал декрет, по которому образовывается специальная комиссия, призванная бороться с т.н. "налоговым саботажем". Именно такую форму протеста предложила недавно оппозиция – она призвала граждан страны не платить налоги и таким образом ослабить правительство страны, которое обвиняется в недемократических методах правления. В свою очередь, Чавес пригрозил отобрать лицензию у ведущих теле- и радиостанций страны, обвинив их в поддержке попыток оппозиции устроить государственный переворот. Глава Венесуэлы заявил, что средства массовой информации злоупотребляют своим могуществом, постоянно передавая призывы к забастовкам. Местные СМИ отказались от всей рекламы, кроме объявлений оппозиции. Их владельцы говорят, что таким образом протестуют против того, что Чавес науськивает своих сторонников нападать на репортеров и журналистов. "Если они продолжат использовать свои лицензии для того, чтобы развалить страну или свалить правительство, я буду вынужден эти лицензии отозвать", – заявил Чавес.

Уже сегодня каждый день забастовки обходится Венесуэле в десятки миллионов долларов, преимущественно за счет недопоставок на мировой рынок нефти. Венесуэла является пятым по значимости экспортером "черного золота" в мире, и нынешняя ситуация привела к беспрецедентному росту цен на энергоносители. Представители оппозиции заявляют, что акции протеста не прекратятся до тех пор, пока Уго Чавес не уйдет в отставку или не согласится на досрочные выборы. Однако нынешний президент, пришедший к власти в 1998 году и переизбранный в 2000-м, заявляет, что не намерен покидать свой пост раньше истечения президентского срока в 2007 году.

Выбор читателей