Супердвигатель для современного бизнеса

Успех современного бизнеса заключается в том, что компания-производитель всегда может получить нужные товары в нужном месте и в нужное время

Что вызвало обвал акций британской химической компании Imperial Chemical Industries PLC (ICI) в декабре? Слухи о том, что ее датское отделение имеет проблемы с логистикой. Что является одним из самых больших преимуществ Nokia, выпускающей новые смартфоны - мобильные устройства, обладающие мощностью PC? Логистика, или другими словами, способность финской компании доставить все компоненты в место производства, а затем поставить сами устройства на те рынки, где они требуются.

Логистика, или товародвижение, чаще всего ассоциируется со складом, транспортом или чем-то подобным. Однако этот термин имеет более широкое значение, а именно - управление потоками материалов внутри компании, начиная с исходного сырья и заканчивая конечным продуктом.

Логистика, на первый взгляд, представляется достаточно простой составляющей бизнеса, усложняющейся по мере того, как покупательский спрос становится более требовательным, а новые технологии все более и более "продвинутыми". Ведущие компании-производители усиленно сокращают время простоя своих производственных мощностей, и логистика для них становится все более приоритетной задачей.

Известный и популярный метод работы японских фирм - поставка точно в срок (just-in-time production) - все же не исключает того, что продукция и материалы остаются некоторое время на складах завода. Исходные компоненты поступают по частям от поставщиков и хранятся до момента использования. Затем готовый продукт поступает дистрибьюторам и также хранится у них какое-то время.

Сейчас же компании предъявляют все более и более высокие требования к нормам загрузки складов, ища новые пути сокращения входящих и исходящих запасов.

Для этого используется несколько путей. Чтобы упростить поток исходных материалов, производители передают часть производства сторонним компаниям, стремясь закупать уже собранные узлы и компоненты, а не отдельные детали. Также компании-производители пытаются наладить производство по принципу build only to orders (BTO). В этом случае выполняются лишь конкретные заказы клиентов, и фирме незачем прогнозировать будущий спрос. Сокращение запасов, а также производство по принципу BTO, конечно же, требует совершенных и гибких операций по снабжению. Это достаточно непростая задача, с которой зачастую компании не могут справиться собственными силами. Тогда и происходит передача логистики сторонней компании.

Эти новые тенденции привели к тому, что транспортная индустрия меняется в соответствии с требованиями клиентов, которые нуждаются в транспортных сетях с глобальным доступом. Производители желают, чтобы службы доставки могли бы обеспечить поставку любым видом транспорта, будь то автомобильный, авиационный, морской или железнодорожный.

Производители осознают, что организация поставки исходных материалов и конечных товаров может составлять до 10% от их общих затрат. Современные глобальные цепочки поставок позволяют соединить дешевых работников, создающих товар, на одной стороне земного шара с богатыми потребителями - на другой. Не секрет, что изрядная часть товаров, от авторучки до современных компьютеров, продающихся в США и других странах, произведена руками «дешевых» китайских работников.

Таким образом, успех заключается не только в том, что и как производит компания, но и в том, как быстро она может собрать все исходные компоненты вместе, а затем доставить готовые продукты с азиатских производств на западные рынки. Успех таких ретейлеров, как американской Wal-Mart и английской Marks & Spencer, заключается и в том, что они могут получить нужные товары в нужном месте и в нужное время.

Все последние изменения привели к консолидации в самой транспортной отрасли, традиционно весьма фрагментарной. С одной стороны это традиционные автомобильные и судовые компании, железнодорожные и авиа перевозчики, а с другой - крупнейшие транснациональные корпорации-интеграторы, такие, как FedEx, UPS и DPWN (Deutsche Post World Net, более известная под маркой DHL). Эти компании инвестировали миллиарды долларов в создание глобальных транспортных сетей. По большей части, они предлагают стандартные услуги, чтобы использовать свои активы наиболее эффективным образом.

Консультационная компания McKinsey подсчитала, что рынок логистики США, включая транспортные и административные затраты, составляет более $1 трлн. в год и растет ежегодно на 4%. Можно сказать, что это устоявшийся, зрелый бизнес. Многие операторы, работающие на одном рынке или в одном регионе, стремятся расширить спектр услуг или освоить новые регионы.

С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей