Россия учится "дружить" выгодно

С Пакистаном надо держать ухо востро: ему сейчас нужны не только инвестиции и технологии, но и оружие. При этом он не упустит случая поссорить кого-нибудь с Индией, чтобы действовал принцип "враг моего врага – мой друг"

Можно ли дружить с двумя субъектами, открыто враждующими между собой? Можно, но это очень непросто. Даже если вы пытаетесь их примирить, ваши симпатии и поддержка, скорее всего, будут на стороне одного из них, а с другим отношения останутся довольно прохладными. Еще сложнее такая дружба проистекает в международных отношениях. Конечно, нужно стремиться примирить враждующие государства, а экономические контакты при этом не трудно поддерживать с обоими... но если дело пахнет поставками вооружений тому и другому, у такой дружбы могут возникнуть проблемы.

Над подобной головоломкой сейчас приходится трудиться России, оказавшейся в друзьях у двух врагов – Индии и Пакистана. Собственно, до начала нынешнего февраля нашим другом из этой несладкой парочки была только Индия: с ней нашу страну связывают давние и теплые отношения, 2-миллиардный товарооборот и поставки российской военной техники, которой индийская армия укомплектована почти на сто процентов. Что касается Пакистана – так уж повелось, что с ним всегда дружили наши недруги, поэтому в плане экономики наши страны мало что связывает: лишь некогда построенный советскими специалистами металлургический завод в Карачи да жалкие $70-80 миллионов товарооборота.

Впрочем, нельзя сказать, что Исламская Республика Пакистан – такой уж яростный геополитический противник РФ. Просто у него давний территориальный спор с Индией – штат Кашмир, находящийся сейчас под юрисдикцией Дели. Из-за Кашмира за последние полвека было уже три войны, а не далее как в прошлом году чуть не разразилась еще одна, уже с применением ядерного оружия. Так вот, Россия, дружа с Индией, фактически признает ее права на спорную территорию и, тем самым, навлекает на себя гнев ИРП. Исламабад, может, и не прочь дружить с Россией, но ее поддержка Индии вынуждает его искать себе союзников и партнеров в пику Москве.

Так было, по крайней мере, до приезда в Москву президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Пять с половиной часов общения лидера ИРП с Владимиром Путиным (из которых 2,5 часа президенты беседовали с глазу на глаз) в корне поменяли российско-пакистанские отношения. "Мы решили начать наше сотрудничество с чистого листа, похоронив все, что было плохого в прошлом", – заявил Мушарраф по итогам переговоров. А на встрече с представителями деловых кругов России он высказал убеждение, что "начинается новая эра в сотрудничестве России с Пакистаном, после моей сегодняшней встречи с президентом Владимиром Путиным у меня исчезли все сомнения в этом".

Впрочем, Восток – это, как всегда, дело тонкое. Генерал Мушарраф, пришедший к власти в Пакистане в результате военного переворота, известен как политик, способный на неожиданные и довольно эффективные маневры во внешней политике. Так, на волне антитеррористической кампании конца 2001 года он, отвернувшись от талибов и сделав Пакистан базой США, фактически легитимировал свою власть в глазах Запада. Это благотворно отразилось и на экономике ИРП. Сейчас, когда со стороны Вашингтона в адрес Исламабада стали звучать упреки в пособничестве терроризму, Мушарраф проводит новый маневр – сближение с Россией. Прибавьте сюда его давнюю дружбу с Китаем и пожелание вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества – и получится, что в случае чего за Пакистан уже есть кому заступиться. Однако от своих притязаний на Кашмир Мушарраф отказываться не собирается – и в этом вся загвоздка.

Но с Индией тягаться становится всё труднее: у той союзников больше, и США теперь в их числе. Да и экономика у Пакистана слабовата. Если эскалация конфликта на границе продолжится, то ИРП придется увеличить военные расходы с нынешних 35 до 42% бюджета (для Индии соответствующие расходы могут возрасти с 2 до 9% бюджета). Вывод один: Пакистану нужно поднимать экономику и искать себе друзей. Дружба с Западом под вопросом: Пакистан неумолимо приближается к категории "стран-изгоев". Зато Россия, напротив, настроена весьма дружелюбно. А кроме того, богата ресурсами и технологиями, производит дешевую технику и может помочь по части "нефтянки". Одним словом, с ней стоит подружиться.

На встрече с российскими деловыми кругами Мушарраф не жалел красивых слов относительно возможностей пакистанской экономики. Генерал-президент заявил, что его страна находится "в начале экономического взлета", причем в ней уже проведены все необходимые структурные реформы. Он говорил, что инвестиционная политика Пакистана сейчас одна из самых либеральных в мире, а законодательная защита инвестиций предусматривает "стопроцентный возврат капитала". Он даже пригласил российских предпринимателей посетить Пакистан, чтобы на месте ознакомиться с условиями ведения бизнеса.

Говоря более детально о перспективах двустороннего сотрудничества, Мушарраф предложил российским компаниям участвовать в приватизации пакистанской государственной корпорации нефти и газа. Он также призывал активнее развивать транспортные магистрали из России через страны Средней Азии в южные порты Пакистана, более того – продлить нефтегазовую трубопроводную систему, существующую в Сибири, Казахстане и Туркменистане, через территорию Афганистана до Пакистана.

Но, как известно, есть проекты, и есть прожекты. Прожектов всегда много. Что касается проектов, есть и они. Например, в ходе визита была достигнута договоренность об участии России в реконструкции и модернизации металлургического комбината в Карачи. Решено развивать сотрудничество в области космических технологий, начало которому положил запуск пакистанского спутника "Бадр-2" российской ракетой-носителем. А "Газпром" еще в ноябре прошлого года подписал Меморандум о взаимопонимании с Министерством нефти и природных ресурсов ИРП – на встрече президентов нефтегазовому "взаимопониманию" дали зеленый свет.

И, наконец, о самом щекотливом. Мушарраф довел до сведения президента РФ свое намерение серьезно заняться закупкой вооружений. "В условиях, когда со стороны Индии в регионе нарушается баланс обычных вооружений, Пакистан старается не допустить этого. Если такой баланс будет нарушаться и дальше, мы будем его восстанавливать, и для этого готовы сотрудничать с любой страной", – подчеркнул генерал. И вот здесь России предлагается довольно опасная игра. Можно, конечно, последовать примеру Украины, "толкнувшей" Мушаррафу три сотни танков, и нажиться на кашмирском конфликте вдвойне, вооружая обе стороны. Но стоит ли такая игра свеч? Ведь, во-первых, продажу оружия обеим конфликтующим сторонам трудно будет сочетать с миротворческой миссией, на которую претендует Россия, а во-вторых, начав снабжать вооружениями Пакистан, можно сильно обидеть Индию, старого друга и союзника, да еще и второго, после Китая, крупнейшего импортера нашего оружия.

В общем, с Мушаррафом надо держать ухо востро: ему сейчас нужны не только инвестиции и технологии, но и оружие. При этом он не упустит случая поссорить кого-нибудь с Индией, чтобы действовал принцип "враг моего врага – мой друг". А такая дружба не очень надежна.

Выбор читателей