Трудно жить без пистолета

Следует ли разрешить нашим гражданам свободно приобретать и носить огнестрельное оружие в целях самозащиты? Сторонников и противников у этой идеи практически равное количество

Где мой черный пистолет? Конечно, не на Большом Каретном, а, скорее всего, валяется у кого-нибудь дома. Потому что свой черный пистолет я благополучно потерял. Пистолет был газовый, и на него имелось разрешение. Приобрел я его в начале 90-х для самозащиты. Времена тогда были суровые, и у нас в районе частенько пошаливали: могли ограбить или избить... просто так, ради удовольствия. С пистолетом я обрел уверенность. Если честно, мне просто не терпелось пустить его в ход. Возвращаясь поздно вечером домой, я надеялся, что ко мне пристанут хулиганы и тогда я небрежно достану грозное оружие и шугану наглецов. Но отчего-то нападать на меня никто не хотел, более того, даже закурить перестали просить. Может быть, во взгляде у меня появилось нечто... Отпугивающее. Вообще-то, я прекрасно сознавал, что от настоящих бандитов этот пугач меня не спасет, скорее наоборот – только усугубит ситуацию... Но все-таки ощущать тяжесть оружия было приятно. Однако долго разгуливать со "средством защиты" мне не пришлось – однажды зимой пистолет выпал у меня из-за пояса, а обнаружил я пропажу только дома. Денег на покупку новой "пукалки" не было, а потом, хотя поначалу я и чувствовал себя без пистолета как-то не так – было чувство, что чего-то не хватает, – постепенно привык. К тому же, ко мне перестали приставать подвыпившие друзья с неоригинальной просьбой дать им пальнуть разок-другой...

Время от времени в СМИ вспыхивают дискуссии – следует ли разрешать нашим гражданам свободно приобретать и носить огнестрельное оружие в целях самозащиты. Сторонников и противников у этой идеи практически равное количество. Аргументы обе стороны выдвигают довольно убедительные. Сторонники разрешительных мер в основном ссылаются на опыт Соединенных Штатов. И даже приводят статистику, согласно которой получается, что чем больше у населения оружия, тем меньше в стране преступность. Действительно, статистика ФБР показывает, что в штатах, либерализовавших ношение оружия, преступность сократилась на 22% (убийства – на 31%, разбойные нападения – на 36%, нанесение тяжких телесных повреждений – на 14%) по сравнению со штатами, где ношение оружия строго ограничено. Кроме того, в "либеральных" штатах число преступлений с применением оружия упало на 29%, разбойных нападений – на 38%, телесных повреждений – на 19% по сравнению со штатами, где ношение оружия фактически запрещено. Как-то Министерство юстиции США провело опрос заключенных в тюрьмах, и оказалось, что 34% заключенных были либо спугнуты, либо ранены, либо задержаны вооруженными гражданами, а у 40% преступников в жизни был хотя бы один случай, когда они отказывались от ранее запланированных преступлений из опасения, что жертва может быть вооружена.

По мнению российских сторонников свободного ношения огнестрельного оружия, наличие у граждан пистолетов, револьверов и ружей удерживает потенциальных преступников от совершения преступлений. Противники этой идеи возражают, что Штаты не могут служить нам примером: там продажа оружия разрешена давно, однако в первые годы после этого американские власти столкнулись с резким увеличением преступлений. Прошло немало лет, прежде чем ситуация существенно улучшилась. К тому же, наши люди отличаются излишней вспыльчивостью. Кто может поручиться, что, например, в случае ДТП какой-нибудь нервный товарищ не вытащит "пушку" и не выпалит от расстройства в своего обидчика? Или что на очередной "пикет" или демонстрацию люди придут без оружия? Кроме того, специалисты говорят, что пистолет вряд ли спасет обывателя от хулигана в подъезде или от грабителей в квартире, потому что стрелять надо на поражение, иначе грабитель отберет оружие и уже сам использует его.

На все это, опять же, следуют контраргументы. Дескать, напрасно мы спускаем собак на наших граждан. Мол, в других странах, где продажа оружия узаконена, проживает немало бывших наших соотечественников, которые владеют оружием наравне с аборигенами и при этом ведут себя не хуже и стреляют не чаще. И вообще, согласно статистике, из зарегистрированного оружия совершается в тысячи раз меньше преступлений, чем из незарегистрированного. К тому же, оружие ведь будет продаваться не всем без разбору – человек, чтобы получить разрешение на покупку пистолета, должен быть психически здоров, законопослушен, не иметь в прошлом конфликтов с законом.

В общем, споры не утихают. Лично я думаю, что закон о свободном владении огнестрельным оружием надо будет в конце концов принять. Но торопиться с ним не следует. Оружия на руках у наших граждан и так достаточно. По официальным данным, только москвичи сегодня законно имеют 447,572 тыс. единиц нарезного, гладкоствольного, газового и наградного оружия. Раз в год каждого обладателя ружья, карабина, пистолета обязаны проверить: на месте ли оружие, продлено ли разрешение. Сегодня большую часть этой работы ведут участковые, поскольку владельцев оружия, как уже было сказано, почти 450 тысяч, а в Управлении по лицензионно-разрешительной работе ГУВД Москвы, которое контролирует весь легальный оборот оружия в столице, работают всего 483 человека. Кроме "частников", под их контролем находятся более 60 спортивных, образовательных и охотничьих организаций, имеющих около 50 тиров и стрельбищ, 32 магазина, торгующих гражданским и служебным оружием.

Выбор читателей