Буш будет бит

При определенном стечении обстоятельств нефтяным шейхам останется либо поддержать "священную войну" исламского мира с ненавистным Западом, либо, в противном случае, лишиться всего

Ожидание начала военных действий в Ираке продолжает оставаться главной темой последних дней. Кажущаяся неизбежность начала войны уже привела к тому, что в ряде стран всерьез заговорили о возможности использования крайних мер в противовес действиям США.

Как заявил на встрече исламских лидеров премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, для предотвращения войны в Ираке страны исламского мира готовы рассмотреть возможность давления на Запад посредством сокращения нефтяных поставок. "Поступило предложение рассмотреть вопрос использования нашего нефтяного потенциала для оказания давления. Каким образом – это другое дело, но все сошлись на том, что над этим стоит подумать", – прокомментировал Мохамад итоги встречи. Участники саммита, среди которых были представители таких крупнейших игроков нефтяного рынка как Саудовская Аравия и Кувейт, выступили в столице Малайзии с резкой критикой планов США и Великобритании.

История знает примеры, когда совместные действия арабских стран, направленные на блокирование поставок нефти из ближневосточного региона, имели крайне серьезные последствия для Запада. В начале 1970-х арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти в США в знак протеста против проводимой теми политики поддержки Израиля. В 1973 году, во время войны "Судного дня", мировые цены на нефть поднялись в среднем на 400%, и неконтролируемый рост мировых нефтяных цен поверг американскую и мировую экономику в состояние спада.

Несмотря на то, что в начале XXI века зависимость мировой экономики от "черного золота" уже не столь значительна, недооценивать результаты возможной нефтяной блокады не стоит. Недавнее сокращение нефтяного экспорта Венесуэлой показало, насколько болезненно рынок реагирует даже на незначительное (в общем объеме) сокращение реального предложения: демарш Венесуэлы привел к росту мировых цен более чем на треть. А ведь доля венесуэльской нефти ощутимо ниже того, что поставляют ближневосточные страны, обеспечивающие около трети всего рынка. Нетрудно представить, к чему может привести арабский нефтяной бойкот.

Для справки:
В десятку крупнейших стран-поставщиков нефти в США в 2002 году входили: Канада (1926 тыс. баррелей в день), Саудовская Аравия (1525 тыс. баррелей), Мексика (1510 тыс.), Венесуэла (1439 тыс.), Нигерия (591 тыс.), Великобритании (483 тыс.), Ирак (449 тыс. баррелей), Норвегия (393 тыс.), Ангола (327 тыс.) и Алжир (272 тыс.).

И все же на сегодняшний день пример солидарного ограничения поставок всеми представителями арабского нефтяного мира больше походит на фантастику. Крупнейший в мире поставщик нефти Саудовская Аравия, а с ней и другие нефтяные государства исламского мира до последнего времени откровенно игнорировали призывы использовать нефтяную блокаду для давления на Запад. Более того, в рамках ОПЕК эти страны заявляли о намерении увеличить добычу нефти на время военной кампании, чтобы не допустить тем самым экстремальных скачков мировых цен.

Это объясняется тем, что, выступая против США в защиту Ирака, арабские нефтяные государства ставят под угрозу собственные экономики. Вводя нефтяное эмбарго, они лишаются главного источника дохода. Никакая торговля финиками, туризм и пр. не заменят им поступлений от экспорта "черного золота". Постоянный приток нефтедолларов является главным условием сохранения социально-политической стабильности и устойчивости правящих режимов в Саудовской Аравии и других странах нефтяного Востока.

Нефтяные шейхи вряд ли забыли, каким бумерангом ударило по ним то самое эмбарго начала 70-х. Скачок мировых нефтяных цен вызвал рецессию мировой экономики, приведшую впоследствии к обвалу нефтяного рынка и грандиозному сокращению доходов нефтепроизводителей. Вероятность того, что подобный сценарий может повториться, достаточно велика. Именно это обстоятельство и обуславливает прохладную реакцию на призывы к нефтяному бойкоту.

Предложение малазийского лидера далеко не первое и отнюдь не последнее в своем роде. Однако из общего ряда его все-таки выделяет одно обстоятельство – обращение Махатхира Мохамада направлено в том числе и к исламским лидерам. Не секрет, что религиозная сторона является одним из самых сложных и непредсказуемых аспектов политики стран Ближнего Востока. Более того, экстремистские организации исламистского толка зачастую содержатся на деньги представителей наиболее благополучных в финансовом отношении стран арабского мира – Саудовской Аравии, Катара и др. Нарастающее влияние исламистов на ход социально-политических процессов в арабских странах может изменить ситуацию самым неожиданным образом. При определенном стечении обстоятельств нефтяным шейхам останется либо поддержать "священную войну" исламского мира с ненавистным Западом, либо, в противном случае, лишиться всего.

Решающим обстоятельством станет то, насколько затянется военная операция в Ираке и по какому сценарию пойдет ее развитие. Поэтому вопрос возможности нефтяного бойкота нельзя считать однозначно закрытым.

Выбор читателей