Уйти под землю – и вернуться

Метрополитен – не только самый удобный и быстрый, но и самый демократичный вид общественного транспорта. Здесь, как писал поэт Ян Сатуновский, "среди существ другой породы встречаются и генерал-майоры"

С моим однокашником однажды случилась поразительная история. Он в пьяном виде уснул в вагоне метро где-то между станциями "Белорусская" и "Тверская", а очнулся на станции... "Гостиный двор". Да-да, которая в Питере. Вот вам и ирония судьбы с легким паром, блин... Как он в город на Неве попал – не помнит. Совсем не помнит. Как в московское метро прорывался (а его пытались не пустить), как в вагон садился – помнит, а как в Питере очутился – нет. Что ни говорите, метрополитен – место таинственное, отчасти даже мистическое. Подземелье все-таки, ближе к чертям, чем к ангелам. Не случайно время от времени в прессе появляются всякие страшилки из жизни подземки. Вот, например, лет десять назад сразу в нескольких изданиях и почти одновременно были опубликованы ужасные рассказы о крысах-мутантах, размером не то с большую собаку, не то со свинью, которые водятся в тоннелях московского метрополитена. Будто бы эти твари выходят ночью, нападают на бомжей и зазевавшихся работников подземки, утаскивают к себе в норы и там пожирают. А недавно я слышал историю о привидении, расхаживающем по путям с отрезанной головой под мышкой. Не знаю, как там обстоят дела с призраками, но крысы в метро точно есть. Правда, не огромные, а самые обыкновенные. К тому же их не так много, как это себе некоторые воображают. По словам одного из машинистов, смена которого начинается в Yтренние часы, когда едешь в одном из первых поездов, по тоннелям ещё бегает много крыс, а после 5:40 их количество начинает уменьшаться. Кроме крыс и машинистов, в туннелях обитают еще и мыши. Нередко залетают в метро голуби и воробьи, забредают собаки.

Но настоящий бич метрополитена (по крайней мере, Московского) – это не животные, а нищие, бомжи и воришки. Первые оставляют после себя мусор и вшей, последние освобождают карманы зазевавшихся пассажиров. Впрочем, сотрудники правоохранительных органов говорят, что орудуют в основном заезжие карманники, местные, мол, знают о спецподразделениях, деятельность которых направлена исключительно на выявление "охотников за чужими кошельками". Так что, если сперли кошелек у задремавшего гражданина, бдительность которого ослаблена действием традиционных напитков, то это дело рук "гастролера". По большому счету, разница невелика, кто вас обворовал – "свой" или "чужой". А по признанию одного бывшего работника метрополитена, пьяных в метро грабят все: и профессиональные воры, и простые пассажиры, и милиционеры, и машинисты...

И все-таки я люблю этот вид транспорта. За что? Во-первых, за отсутствие пробок: на метро я добираюсь от работы до дому где-то за час, а вот на машине ни разу не удалось уложиться менее чем в полтора часа. Во-вторых, в метро можно читать. В последнее время для меня это особенно актуально, поскольку дома этого сделать практически не удается. А в метро читаешь себе спокойненько, отгородившись от сограждан книжкой или, на худой конец, газетой, и время пролетает незаметно. В-третьих, метро – это целый мир. Иногда, отложив чтиво, можно понаблюдать за окружающими. Порой попадаются весьма любопытные экземпляры, ведь метрополитен – не только самый удобный, быстрый, но и самый демократичный вид общественного транспорта. Наконец, по старым станциям метрополитена можно изучать историю нашей страны. А можно просто поглазеть на помпезность сталинского архитектурного великолепия. Одни фрески Дейнеки на станции метро "Маяковская" чего стоят!

Пожалуй, единственное, что меня раздражает в московском метро, так это духота. Особенно летом. А уж если лето еще и знойным выдалось, дышать в подземке становится просто нечем. Казалось бы, в Московском метрополитене работает несколько сотен вентиляционных шахт. Но, увы, их мощности могут обеспечить нормальным воздухом 6,5 млн. пассажиров, а метрополитен провозит за день 9 млн. Особенно тяжело тем, кто "катается" внутри кольца на ветках, построенных первыми, в 30-е годы, – Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской. Там старое оборудование не может обеспечить необходимую циркуляцию воздуха. На новых станциях ситуация лучше, потому что их строили с учетом реального количества пассажиров. Кроме того, старые составы оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, то есть некими черпаками на крыше вагонов. Когда поезд едет, черпак захватывает свежий воздух, а с другой его стороны выходит воздух из вагона. Соответственно, когда поезд стоит, вентиляция не работает. Новые составы (но пока их слишком мало) оборудованы принудительной вентиляцией, которая работает самостоятельно. Но от духоты нас не спасут ни новые вагоны, ни наращивание мощности вентиляционных систем, потому что чем интенсивнее вентилируешь метро, тем быстрее оно прогревается. Нельзя механически увеличить подачу воздуха и по другой причине: сразу же усилятся сквозняки. Это создаст опасность для пассажиров, входящих в метро, – их могут просто-напросто прихлопнуть тяжелые двери. Самым оптимальным было бы установить на станциях и в поездах столичного метрополитена систему кондиционирования – но это слишком дорогое удовольствие.

И все-таки, повторяюсь, метро – это великое изобретение человечества. Оно многолико, оно живет вместе с нами и отражает наши чувства.

Для справки:
15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяженностью 11,2 км.
Первые турникеты появились в 1952 году на станции "Красные Ворота". К 1961 году все станции были оборудованы турникетами.
Изначально Московское метро было имени Л.М. Кагановича. С 29 ноября 1955 года оно стало имени В.И. Ленина.

Выбор читателей