Американцы теряют аппетит из-за войны

Исторически войны оказывали стимулирующее воздействие на экономику США. Так было и во время и Второй мировой войны, и во время "Бури в пустыни". Похоже, на это рассчитывает администрация Буша и сейчас

Долгое ожидание казавшейся неизбежной войны в Ираке и состояние национальной экономики США, балансирующей на грани рецессии, привели к тому, что американцы стали тратить меньше денег на масштабные покупки, предпочитая покупать лишь необходимое. По мнению аналитиков, потребители продолжат сокращать свои аппетиты до тех пор, пока исход войны не станет очевидным. Пока же будет длиться война, добропорядочные американцы предпочтут оставаться прикованными к экранам телевизоров, нежели к прилавкам магазинов.

Последние данные, касающиеся потребительской уверенности в США, говорят о том, что ситуация становится все более тревожной. Исследования показывают, что уверенность потребителей снизилась до минимального уровня за последние десять лет. Очевидно, подобное положение отражает опасения насчет войны и учитывает цены на топливо и горючее. Индекс настроения потребителей, рассчитываемый Мичиганским университетом, неожиданно упал до 75 пунктов в середине марта по сравнению с 79,9 в феврале.

Федеральная резервная система сообщила, что объем промышленного производства вырос в феврале на 0,1%. Однако этот рост произошел в значительной мере за счет энергетических компаний, которые были вынуждены загрузить свои мощности в связи с непривычно холодной погодой. Если не учитывать энергетический сектор, производство сократилось на 0,1%. Более того, Департамент труда США заявил о том, что цены производителей выросли в феврале на 1%. Однако и в этом случае прирост произошел за счет высоких цен на газ и нефть. Если не принимать в расчет цены на энергоресурсы и пищевые продукты, индекс цен производителей сократился на 0,5%. Упали цены на компьютеры, автомобили и одежду. Таким образом, высокие цены на энергоресурсы оказывает не инфляционное, а скорее, дефляционное давление на экономику. Из-за роста энергетических издержек, компании становятся все менее свободными в ценообразования. А избыток производственных мощностей приводит к ценовым войнам.

Многие фирмы в ожидании начала войны с Ираком сократили уровень производства, капитальные и рекламные расходы. Автомобильная отрасль особенно показательна в этом отношении. Основные производители – General Motors и Ford Motors - уже объявили о планах по сокращению выпуска продукции во втором квартале, так как ожидают падения спроса на автомобили. Даже короткая и успешная война обойдется автопроизводителям потерей 200 тыс. машин из-за сокращения рынка. Ожидается, что в текущем году американцы купят 16,3 млн автомобилей по сравнению с 16,7 млн в прошлом. Несмотря на продолжающийся экономический спад, продажи авто оставались на стабильном уровне во многом благодаря беспроцентным кредитам и другим заманчивым предложениям для покупателей. Однако шквал маркетинговых предложений, похоже, начинает, иссякает. Так, в январе продажи сократились на 7,5%, в то время как в целом внутреннее потребление выросло. Данные по продажам домашних принадлежностей, пищевым продуктам и бензину показывают, что потребители покупают лишь то, что им действительно необходимо. В феврале же объем розничных продаж сократился на 1,6%, что стало крупнейшим падением с ноября 2001 года.

Высокие цены на нефть, очевидно, приводят к росту цен на бензин. В среднем бензин сейчас стоит $1,77 за галлон. Более того, уровень национальных запасов нефти находится на отметке 25-летних минимумов, поэтому вторжение в Ирак может серьезно осложнить положение, так как возможны перебои с поставками с Ближнего Востока.

Ослабевший доллар играет на руку американским экспортерам, так как это делает товары внутреннего производства более привлекательными по сравнению с зарубежными аналогами. Однако слабый доллар подрывает доверие к национальной валюте и ухудшает условия для зарубежных инвестиций.

Что же принесет война? Большинство экономистов достаточно оптимистично смотрят в будущее в случае победоносного блицкрига. На протяжении последних месяцев ожидание военного конфликта взвинтило цены на нефть и негативно отразилось на финансовых рынках. Поэтому многие риски, связанные с войной, уже нашли отражение в текущих ценах. Начало конфликта ликвидировало довлевшую над рынками неопределенность. Исторически войны оказывали стимулирующее воздействие на экономику США. Так было и во время и Второй мировой войны, и во время последней войны в Заливе. Так, после начала бомбардировок Багдада в январе 1991 г., фондовые индексы выросли на 20% в течение нескольких месяцев. Похоже, именно на такой сценарий развития событий возлагает надежды администрация Буша. Первоначальный всплеск за счет военной эйфории мы наблюдаем уже сейчас, однако, ознаменует ли он возобновление долгосрочного роста американской экономики?

С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей