Когда в Багдаде было все спокойно

За 10 лет в светском Ираке усилились исламские тенденции. Хотя шариат в стране официально не действует

Как жили в Ираке до войны? Исследуя этот вопрос, стоит обратиться к публикациям в российской прессе, в частности к тем изданиям, которые имели собственных корреспондентов в этой стране.

Ниже мы попытаемся обобщить некоторые их оценки, почерпнутые из различных источников.

Наблюдатели отмечают следующие особенность жизни при Саддаме Хусейне.

Шариат в стране официально не действует, руки за воровство не рубят, спиртное спокойно продается.

Но усиление исламизации налицо. Дело в том, что к концу 70-х гг. Ирак был достаточно светской страной - народ жил богато, и европеизация зашла достаточно далеко и внешне - в стиле одежды, и внутренне - молодое поколение мало ходило в мечети.

В настоящий момент в Багдаде соблюдают заветы ислама куда больше: мечети заполнены, в городе, за исключением двух-трех богатых районов, практически невозможно встретить женщин с непокрытой головой. При этом не мусульманки, или приезжие спокойно разгуливают, в чем хотят.

Прожиточный минимум, а точнее, половину необходимого дневного запаса калорий обеспечивает государство. Каждый, по словам министра информации Мухаммеда ас Саххафа, "начиная от Саддама Хусейна до последнего человека", получает ежемесячный набор: 9 кг муки, 3 кг риса, по 2 кг гороха и сахара, 1,25 л растительного масла, по полкило сухого молока и стирального порошка, 250 г мыла, 200 г чая. Совсем мало берут за воду (1 цент) и электричество (50 центов). Поэтому, когда спрашивают чиновника о средней зарплате в Ираке, он начинает издалека: "...нельзя подсчитать обычным способом - такой вариант как раз и является одним из способов вражеской пропаганды, утверждающей, что в Ираке средняя зарплата 10 000 динаров (т.е. $5)".

В Багдаде жизнь подороже, чем в других городах. Особенно, если нет своего жилья. А в шестимиллионном городе своего угла нет у многих, мало кто из приезжих может позволить себе купить дом или квартиру - средняя цена на неплохой двухэтажный дом колеблется в районе $20 000. И таксист, зарабатывающий $150 в месяц, считает себя бедным.

Вот некоторые из зарплат. Рядовой врач может получать $20, медсестра - $10, преподаватель - $20-$40, инженер-нефтяник - $70-$90, офицер - от $100 в месяц.

Армия вообще находится в государстве на особом положении. Перед "Бурей в пустыне" численность армии достигала миллиона человек, а сейчас - около 400 тысяч. В прессе пишут, что при женитьбе каждый офицер получает от президента дом и машину, но корреспонденту "Известий" Петру Акопову рассказывали лишь о том, что на свадьбу военный получает $1000 против $500 для обычного жениха.

Каждый вечер в холле нашего отеля, отмечает тот же обозреватель, появлялись новобрачные - на первую брачную ночь им бесплатно предоставляют гостиничный номер. В Ираке не принято жить с родителями после свадьбы, поэтому многие долго не женятся - нет денег. Надо ведь еще и калым за невесту платить - а это в среднем $1000-2000.

В иракских школах 100-балльная система оценок. Получивший на выпускных экзаменах больше 90 баллов может идти учиться на врача, больше 80 - на юриста. Очень престижной считается и военная карьера - как из-за героики, так и по причине вполне меркантильной: офицерский корпус составляет основу правящего класса. Другая его составляющая - партийный аппарат БААС. За последние годы процесс сращивания партии, армии и государства дошел уже практически до северокорейского абсолюта. Из 18 губернаторов 16 военные.

В Багдаде можно жить на доллар в день. Доллар - это восемь бумажек, самых крупных иракских купюр в 250 динаров. На бумажке изображен Саддам, впрочем, вполне можно платить и долларами. Но ими рассчитываться неудобно - большинство услуг стоит меньше одной американской бумажки, а то и меньше иракской бумажки, как стакан натурального фруктового сока (100 динаров). При этом цены для иностранцев (точнее, для тех, кто не говорит по-арабски) и местных отличаются в разы - могут взять в два, а то и в десять раз больше. Но это обычная вещь на Востоке.

Богатые в Багдаде отличаются не только новой иномаркой, но и огромным телефоном. Из-за отсутствия сотовой связи в Багдаде среди денежных людей распространены радиотелефоны. Их всячески усиливают, ставят мощные антенны на крыши домов. Хорошая модель берет 100 км, но и стоит $1200. Еще богатые могут летать за границу. Выехать за рубеж на машине через Иорданию может любой, а вот слетать, например, в Каир - $500, хотя расстояние смешное. Из красивого багдадского аэропорта можно улететь лишь в четыре иностранных города - кроме Каира, это Амман и Дамаск и раз в неделю Москва. Бывают и нерегулярные рейсы в Минск и Киев.

Для СССР Ирак был одним из важнейших союзников в несоциалистическом мире. Мы торговали на миллиарды, тысячи наших специалистов строили иракскую промышленность, а иракские летчики заканчивали советские военные училища, чтобы летать на МИГах. Две нефтяные супердержавы (Ирак занимает второе место в мире по разведанным запасам нефти) дружили еще со времен антимонархической революции 1958 года. Периодически, правда, Москва и Багдад ссорились - из-за и коммунистов и населяющих север страны курдов. И с теми, и с другими правившие в Ираке генералы периодически начинали выяснять отношения (вплоть до повешения первого секретаря ЦК иракской компартии). Что не мешало генералам оставаться революционерами и социалистами. Самым большими социалистами были БААСисты - в 1968 г. они пришли к власти, и главой совета революционного командования (т. е. президентом) стал генерал Ахмед Бакр. На следующий год его замом стал 32-летний Саддам Хусейн. Сейчас Саддам, в 1979 г. возглавивший государство, вдвое старше - и его жизнь, как и жизнь Ирака, изменилась с тех пор неузнаваемо.

Выбор читателей