Правительство не дает денег на квартиру

Причина недоступности ипотечного кредитования для рядовых граждан в том, что ведомства никак не могут поделить деньги, а ФКЦБ заранее хотела бы монополизировать рынок

На заседании Госсовета, посвященном ипотечному кредитованию, правительство, по сути дела, расписалось в своей неспособности обеспечить малоимущих граждан бесплатным жильем. Теперь возможно лишь одно решение квартирного вопроса – ипотека, то есть предоставление людям не очень дорогих квартир в кредит. Звучит более чем разумно. Беда в одном – сейчас получить, а тем более выплатить ипотечный кредит человеку, зарабатывающему менее $1000-1500 в месяц, практически невозможно.

Ясно, что нужно снижать ставки кредитования, увеличивать сроки предоставления банками займов и развивать рынок. Сегодня банки крайне неохотно идут на ипотечное поле, поскольку практически нет юридической базы, способной обеспечить им стабильные гарантии. Слишком велики риски. Да и люди не спешат покупать квартиры в кредит – в итоге за ипотечную квартиру приходится сильно переплачивать, к тому же первоначальный взнос в треть стоимости квартиры потянуть непросто. Может ли данная ситуация измениться и что для этого нужно сделать, "Yтру" прокомментировал председатель комиссии Госдумы по ипотечному кредитованию Иван Грачев.

"Yтро": Иван Дмитриевич, что мешает развитию ипотечного кредитования в России?

Иван Грачев: Всего есть три группы факторов, влияющих на развитие ипотеки.

Первая из них – законы. Базовые законы мы провели. Это законы об ипотеке, оценочной деятельности и регистрации прав. Но есть еще и вспомогательные законы, связанные со сбором денег, то есть законы, развивающие механизм низкопроцентных долгосрочных займов. Это закон о строительных кассах, об ипотечных бумагах и о защите граждан. Они созданы – но не проведены, потому что на определенном этапе были заблокированы Думой. Причина в том, что некоторые делят шкуру неубитого медведя. Когда ипотечное кредитование разовьется, в нем будут крутиться большие деньги, и кое-кто хотел бы уже сейчас монополизировать этот рынок. В первую очередь, конечно, ФКЦБ (Федеральная комиссия по ценным бумагам). Они не пропускают закон об ипотечных эмиссионных ценных бумагах, настаивая на том, чтобы такие бумаги выпускали не все, а только специальные эмитенты. А кто эти эмитенты? Они же сами.

Вторая проблемная группа – налоговые законы. Получается, что сейчас за счет налогов при прямой покупке жилья ипотечная квартира становится дороже на 40%. А при нынешних ценах это немалая добавка к ее стоимости. Надо править все налоговые законы. Например, установлена 1,5%-ная нотариальная пошлина за ипотечный договор. Ее надо отменить. Если просто покупать квартиру – нет этой пошлины, а при ипотеке – есть. А 1,5% от стоимости квартиры – не так и мало. Потом, если человеку регион компенсировал часть стоимости (а все строительно-сберегательные кассы будут строиться на этом принципе), то по нынешнему налоговому законодательству это ему засчитывается как прибыль и снимается 35%. А есть еще НДС и прочее. Нужно чистить Налоговый кодекс. Пакет поправок в него внесен, но тоже заблокирован в Думе. Нотариальную пошлину мы даже до первого чтения довели. Тогда получилось очень интересно: документ был почти принят, но правительство предложило конкурентный вариант. Там значилось, что совсем устранять пошлину не надо, а надо установить ее в 400 рублей. Депутаты и клюнули, между первым и вторым чтением центристы проголосовали, наш вариант отменили, а в правительстве ничего не сделано до сих пор.

Третья причина – в том, что в исполнительной власти нет единства. В законодательной власти есть, здесь я отвечаю за ипотечное кредитование. Все законы мы готовим вовремя и проводим. А ведомства всё делят деньги, и процесс затормаживается.

"Y": Каковы должны быть условия кредитования, чтобы ипотека стала общенародной?

И.Г.: Европейский опыт показывает, что массовая ипотека начинается с порога 10-12% кредитной ставки. Разумеется, первоначальный взнос нужен, снижать его нельзя, но зато государство может компенсировать малоимущим первоначальный взнос – в большей или меньшей степени, в зависимости от уровня дохода. Собственно, строительно-сберегательные кассы реализуют именно схему компенсации.

Но проблема в том, что величина компенсации должна вноситься в бюджет. Мы не имеем права прописывать государству, как оно будет распределять выделенные на ипотеку деньги. Во всяком случае, правительство возражает – дескать, это их прерогатива. Вот и "висят" эти деньги уже три года.

"Y": Можно ли говорить о сроках, за которые Россия получит грамотную ипотеку?

И.Г.: Вообще, завершить процесс развития ипотеки можно за 1,5-2 года. Строительные мощности есть, деньги и понимание у людей есть, законопроекты необходимые за два года провести можно. Если бы мне дали всю полноту власти, через 2 года ипотека в России была бы. А из-за того, как сейчас это делается, говорить о конкретных сроках невозможно. Основная причина торможения – люди. Либо те, кто мыслит схемами и говорит: "Не дадим править Гражданский кодекс и закон о банкротстве", либо потенциальные монополисты.

Выбор читателей