Пентагон объявил войну Госдепу

Американцы встревожены тем, что война может стать затяжной. Самое неуместное в складывающейся ситуации – искать крайних, однако именно это в Вашингтоне сейчас и происходит

"Мы достаточно сильны, чтобы взять тайм-аут". Слова, произнесенные командующим объединенных англо-британских сил в Ираке Томми Фрэнксом, похоже, стали толчком для внутриамериканской дискуссии. Давно обещанный штурм Багдада так и не начался и, похоже, еще не скоро начнется (если начнется вообще). 60 убитых и Бог весть сколько раненых и пленных за 10 дней войны (по официальным данным) – подходящий предлог для поиска виноватых. Рядовой американский налогоплательщик, как показывают последние соцопросы, воспринимает видеоряд из Ирака с возрастающей усталостью. Это – плохой сигнал для Белого дома. В воздухе витает тревожное ожидание затяжной войны. Самое неуместное в этой ситуации – искать крайних, однако именно это в Вашингтоне сейчас и происходит.

Завуалированно, через подставную прессу, чиновники силовых ведомств и гражданской администрации обвиняют друг друга в плохой подготовке к войне. Больше всего достается ЦРУ. Оно и понятно: разведчики, как считают кадровые военные, кровь свою не проливают, отличаясь преимущественно на ниве аналитического обеспечения. Однако с этой задачей специалисты из Лэнгли не справились. Самый главный прокол – ошибочный прогноз о повсеместном восстании шиитов после начала войны. Шииты, численность которых Багдад занижает (по некоторым оценкам, они составляют почти две трети от общей численности населения страны), традиционно считаются естественными врагами суннита Хусейна. Стоит напомнить, что американцы не захотели убрать Хусейна в 1991 году во многом потому, что боялись прихода к власти иракских шиитов: Вашингтон не без основания опасался роста влияния на Ирак соседнего шиитского же Ирана. Неизвестно, как собирались Штаты решить эту непростую задачку сейчас, но неожиданность подкралась с другой стороны. Выяснилось, что местные шииты предпочитают, как они сами говорят, "разобраться" с Хусейном без помощи извне, тем более американцев. ЦРУ, говорят военные, ни о чем таком и не подозревало. Как заявил один из сотрудников Пентагона (естественно, на условиях анонимности), "если Саддам Хусейн тиран и диктатор, то это не означает, что его потенциальные противники внутри Ирака готовы задушить его исключительно по этой причине".

Более того. Полной неожиданностью для Пентагона стало сопротивление Басры – города, в котором шииты заодно с ненавистной им партией БААС оказывают коалиции "непредусмотренное" сопротивление. Такой же противоестественный, с точки зрения Вашингтона, симбиоз наблюдается и в других городах Ирака. Американская пресса пишет о "гестаповских методах" контроля над населением со стороны "федаинов" Удея Хусейна (сына Саддама). Однако такое объяснение мало кого устраивает, и прежде всего самих военных, которым каждый метр иракской территории дается с величайшим трудом.

Но под ударом критики оказалось не только ЦРУ. Взаимными обвинениями (опять же, через утечки в прессе) обменялись Госдеп и Пентагон. Военные винят в своих неудачах "голубя" Колина Пауэлла, с самого начала сомневавшегося в целесообразности начинать войну в отсутствие консенсуса в стенах ООН. Кроме того, говорят они, Пауэлл провалил участие в войне Турции на стороне американцев и британцев. Отказ Анкары содействовать планам Пентагона привел к тому, что последний был вынужден уже по ходу операции ее переигрывать: полноценный северный фронт так и не был открыт. Кроме того, Пауэлла винят в крайней беспомощности на международной арене. Жесткое противодействие планам США со стороны некоторых их союзников по НАТО, оппонирование России, обструкция в ООН, многомиллионные демонстрации по всему миру – что это, если не провал внешнеполитического ведомства США?

Раздрай и в самом Пентагоне, который непосредственно ответственен за планирование и проведение операции. Кадровые военные клянут "гражданских" – Дональда Рамсфелда и его команду, обвиняя их в чрезмерном увлечении тактикой "быстрой и мобильной" войны. По сути, если под кем сейчас и качается начальственное кресло, так это именно под Рамсфелдом. Первый звонок уже прозвучал: в отставку ушел Ричард Перл, возглавлявший влиятельный в Пентагоне Совет по оборонной политике. Официальная причина отставки – финансовые злоупотребления самого Перла. Однако в стенах военного ведомства поговаривают, что в нынешних условиях Рамсфелд просто пожертвовал своим советником. Перл исповедовал радикальную риторику, которую многие, зная его близость к Рамсфелду, воспринимали как точку зрения Пентагона. Сам Рамсфелд подобное мнение до поры до времени не опровергал. Однако сейчас, когда военная машина Штатов увязла в иракских песках, выходить на люди с речами, полными неоправданного оптимизма, стало как-то неловко.

При всем при том, пока говорить о "панике на корабле" оснований нет. Американский истеблишмент силен своей сплоченностью, особенно в критические для себя моменты истории. США не потеряли уверенности в неминуемой победе. Когда говорят, что темпы роста в экономике уменьшились, трудно понять, что важнее: то, что темпы уменьшились, или все же то, что экономика продолжает расти. Этот лукавый штамп вполне годится и для оценки того, что происходит сейчас в умах населения и властей США в свете ситуации, складывающейся в Ираке.

Выбор читателей