В убийстве Джинджича обвинили спецназ

На пятерых спецназовцев была возложена ответственность не только за связь с бандитским "земунским кланом", но и за похищение и убийство в августе 2000 года бывшего председателя Президиума Сербии Ивана Стамболича

МВД Сербии утверждает, что убийцы сербского премьера Зорана Джинджича свободно путешествовали, обладая дипломатическими паспортами, в Россию, Колумбию, Китай и Албанию, и "использовали свои поездки для убийств, краж, похищения людей с целью выкупа и для торговли наркотиками". Правда, конкретных "адресов" преступлений, в том числе в России, сербские полицейские пока не дают.

Министерство внутренних дел Сербии вчера вечером неожиданно выступило с политическими оценками убийства 12 марта премьер-министра республики Зорана Джинджича. Это выглядит весьма странным на фоне того, что почти сразу после трагедии был избран новый глава правительства Зоран Живкович, и в республике, несмотря на продолжающийся вот уже три недели режим чрезвычайного положения, работает парламент и и.о.президента Наташа Мичич. Местные власти спустя всего несколько часов после убийства Джинджича, может быть, весьма скоропалительно возложили ответственность за покушение на местный преступный "земунский клан". На самом деле выглядело это все с самого начала довольно странно, да и аналогия напрашивается очень простая - как если бы солнцевскую группировку обвинили в провоцировании внутриполитической нестабильности у нас. Дескать, априори понятно, что бандиты, понятно, виноваты, а в чем именно - не так и важно. Но охота на ведьм развернулась нешуточная и масштабная - "невод" чисток за несколько дней сгреб сотни подозреваемых. Вместе с "земунцами" были допрошены и арестованы в общей сложности более 3 тыс лиц, хотя, по первоначальным сообщениям властей, в самом клане насчитывается всего-то около 200 активных членов.

Сейчас "новый", после Коштуницы и Джинджича, официальный Белград стремится доказать миру, что с организованной преступностью в республике покончено. Среди арестованных, как официально сообщено (а в режиме чрезвычайного положения иного быть не может - ограничены некоторые свободы, в том числе и СМИ), был якобы арестован на днях и непосредственный исполнитель убийства Джинджича – заместитель командира подразделения специального назначения местного МВД "Красные береты" - аналога российской "Альфы" - 38-летний Звездан Йованович. Все, конечно, бывает, но вот вряд ли можно даже предположить, что спецназовский "начальник" сам возьмется за такое, явно ему не свойственное и непривычное "дело". Однако местным властям всякое лыко было в строку, вот они и не упустили момента - был арестован и командир "Красных беретов" по обвинению в соучастии в покушении на премьера. А на следующий день, 24 марта, сербский спецназ был вообще распущен.

На пятерых спецназовцев была возложена ответственность не только за связь с бандитским "земунским кланом", но и за похищение и убийство в августе 2000 года бывшего председателя Президиума Сербии Ивана Стамболича. Его тело было найдено сейчас, в конце марта, почти через три года, на Фрушка-Горе в полусотне километров к северу от Белграда, по "наводке" непосредственных исполнителей убийства - "красных беретов", которые дали соответствующие показания. По крайней мере, именно это утверждает следствие. Почти 70-летний Стабмолич был убит двумя выстрелами в упор, потом его тело сбросили в яму и забросали негашеной известью. Считается, что официальная позиция нынешнего "чрезвычайно-демократического" МВД Сербии такова: Стамболич мог составить конкуренцию на президентских выборах в Сербии в сентябре 2000 года Слободану Милошевичу, который тогда и так проиграл Воиславу Коштунице - лидеру коалиции "Демократическая оппозиция Сербии".

Правда, через год после победы над Милошевичем два демократа, основавшие еще в 1990 году первую оппозиционную Демократическую партию, Коштуница и Джинджич, стали бороться уже друг против друга, создав две "демократические" партии, с одной стороны противостоящие социалистам Милошевича, а с другой - не упускающие случая поставить подножку и ткнуть палку в колеса коллеге-сопернику. Кстати, уже с 2001 года Коштуница как верховный главнокомандующий армией СРЮ мог руководить вооруженными силами страны, разведывательными и контрразведывательными структурами, а Джинджич - только полицией и подчиняющимся МВД спецслужбами.

По состоянию на 12 марта "красные береты" формально подчинялись МВД Сербии, а значит, правительству республики и премьеру Сербии Джинджичу. МВД считает, что непосредственные приказы по убийству Стамболича исходили от Милошевича и его приближенных. МВД Сербии сообщает, что преступные банды от имени супругов Милошевич-Маркович, а также в интересах движения "Югославские левые" (лидер - Мира Маркович), Социалистической партии Сербии (все еще председатель - Слободан Милошевич) и Сербской радикальной партии (председатель Воислав Шешель, добровольно сдался гаагскому трибуналу в середине февраля), без особых колебаний и раскаяния физически устраняли политических противников.

29 марта глава сербского министерства юстиции Владан Батич сообщил о том, что готовящиеся его ведомством изменения в уголовном кодексе позволят "сделать более эффективной борьбу с оргпреступностью". Этими поправками предусмотрено минимум 60-суточное содержание под стражей, арест имущества преступников, а также пожизненное тюремное заключение для них. На днях здесь, в Белграде, было объявлено, что правоохранительные органы намерены допросить тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича и его супругу Миру Маркович, которая, как было здесь сообщено, еще 23 февраля из Белграда отбыла в Москву.

Разговоры о Мире Маркович в эти дни в сербской столице буквально у всех на устах. Создается впечатление, что лучшие силы местных СМИ буквально мобилизованы на то, чтобы сообщить, что, где и с кем в данный момент делает Мира. Особую "пикантность" тому придает тот факт, что родной брат Слободана - Борислав - был до 2000 года послом СРЮ в России, а сын Марко якобы тоже живет в Москве, хотя, по данным сербских правоохранительных органов, против него имеются факты, скажем так, "небольших правонарушений".

К сожалению, и тема отношений с Россией сегодня в Сербии используется местными кланами в борьбе за власть как "исторический православный фетиш". В немалой степени этому способствовал и тот факт, что после преобразования зимой СРЮ в СиЧ, когда поднятое еще Джинджичем знамя безусловного сближения с Западом как альтернатива традиционным связям было подхвачено его преемниками. Один из вице-премьеров Сербии Небойша Чович в ходе разговора с официальными представителями РФ на этой неделе сказал: "Если вы уходите, поплотнее закройте за собою дверь". Но природа, как известно, не терпит пустоты. А придирчивый Запад не спешит открыть объятия взрывной и непредсказуемой республике, которая пока сама не знает, какими через три года будут ее границы. К тому же обещание оказать серьезную финансовую помощь для послевоенного восстановления экономики в обмен на обещание "в полной мере сотрудиничать с Гаагским трибуналом" так и не выполнено. В отношении Сербии не сработала даже славянская поговорка "обещанного три года ждут" (4 года с начала натовских бомбежек минуло на прошлой неделе), но местный политический истэблишмент это ничему не научило.

Выбор читателей