Муса Газимагомадов похоронен на родине

Вчера в Чечню было доставлено тело легендарного командира чеченского ОМОНа Мусы Газимагомадова. Похороны состоялись на родине – в селении Варанды Шатойского района республики

Вчера в Чечню было доставлено тело легендарного командира чеченского ОМОНа Мусы Газимагомадова. Похороны подполковника милиции состоялись на родине – в селении Варанды Шатойского района республики.

Муса Газимагомадов скончался в пятницу в реанимационном отделении Центрального военного госпиталя имени Бурденко в Москве, хотя еще несколько дней назад медики утверждали, что в его состоянии наметилось улучшение.

Подполковник Газимагомадов попал в страшную аварию поздним вечером 10 марта на дороге Грозный – Наур. "Ауди", которую вел командир ОМОНа, на проселочной дороге столкнулась с топливозаправщиком "КамАЗ". До сих пор обстоятельства случившегося не ясны до конца, идет расследование трагедии. По первой версии, выдвинутой в МВД Чечни, имела место трагическая случайность.

Муса Газимагомадов воевал против боевиков еще с первой чеченской кампании и нажил множество врагов. Представители Басаева и Масхадова несколько раз вбрасывали в СМИ дезинформацию о смерти командира ОМОНа, пытались организовать покушения, но Газимагомадов всегда опережал врагов. "Его жизнь стоит очень дорого для народа, для всей России", – подчеркнули источники "Yтра" в МВД Чечни.

..."Ауди" перевернулась после страшного удара. От мгновенной смерти офицера милиции спасла подушка безопасности. Зажатый в искореженном салоне, Газимагомадов сумел достать табельный пистолет и прострелить подушку. Охранники вытащили командира и повезли его в военный госпиталь Моздока. Медики расценивали состояние пострадавшего как очень тяжелое, но обещали его спасти. Газимагомадов потерял много крови, было подозрение на перелом позвоночника. Командиру ОМОНа удалили селезенку, а через несколько дней на специальном реанимационном самолете он был доставлен в Москву.

Как сообщили "Yтру" сослуживцы офицера милиции, Газмагомадов пришел в себя, рвался в Грозный; его даже пришлось привязывать к кровати. За несколько дней до смерти он общался с родственниками...

Впервые об офицере милиции Газимагомадове заговорили в 1995 году. Тогда он, сотрудник уголовного розыска, принимал участие в становлении чеченской милиции в Грозном, освобожденном от дудаевских формирований. Столица Чечни тогда фактически находилась вне правового поля и цивилизованных отношений. Жители, пережившие бомбежки и ожесточенные бои, подвергались прессингу со стороны бандитов. Случалось, что не церемонились с населением и военные.

В начале 1996 года Газимагомадов спас от расправы четырех молодых парней, которых незаконно пытались задержать на улице Жуковского. В милицию поступил сигнал, что группа военных на БТР блокировала гражданский автобус.

"Четырех человек, которым прострелили ноги, военные пытались вывезти на бронетехнике в неизвестном направлении, – вспоминает и.о. командира чеченского ОМОНа Бувади Дахиев. – Муса тогда пошел на принцип: вытащил кольцо гранаты и потребовал у старшего доставить задержанных в Ленинский райотдел милиции. Умирать, видно, никто не хотел, и это подействовало. В милиции разобрались, что задержанные люди абсолютно невиновны, а вот военнослужащие пытались взять их для обмена, в общем, решали свои проблемы".

Через несколько месяцев Муса Газимагомадов перешел на работу в ОМОН. Буквально в первый же день группа бойцов под его командованием выбила из административного здания засевших там и вывесивших ичкерийский флаг боевиков.

"Тогда началось формирование того боеспособного отряда, основной костяк которого удалось сохранить и поныне, – говорит Бувади Дахиев. – Мы стали работать конкретно, перейдя от режима ожидания к поиску и локализации бандитов".

Летом 1996 года в поселке Войково на окраине Грозного омоновцы во главе с Газимагомадовым заблокировали 15 боевиков во главе с 27-летним полевым командиром Хутой Ахмадовым (уничтожен в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. – О.П.). Этот "амир" считался близким другом Хаттаба. Бой длился около трех часов; бандиты прикрывались женщинами и грудными детьми, подбили из гранатомета БТР ОМОНа. В перестрелке были ранены двое бойцов. Когда стемнело, боевикам, потерявших четверых человек убитыми, удалось вырваться из блокады.

Затем следовали спецоперации в Ведено, Ачхой-Мартане, Урус-Мартане, где удалось взять "начальника президентской гвардии" Дудаева, полностью разоружив его телохранителей. В августе 96-го чеченский ОМОН пытались подставить, навести бойцов на засаду в районе Черноречья. Муса Газимагомадов сумел сохранить людей. Несколько дней брошенный всеми ОМОН вел бои в Грозном с так называемым спецназом Басаева, с группами наемников – украинских, арабских, афганских, шотландских. Одного длинноволосого шотландца в юбке удалось уничтожить в рукопашном бою в доме в центре города. В 1996 году благодаря чеченскому ОМОНу удалось эвакуировать из города знаменитые полотна Грозненской галереи, в том числе "Пленение Шамиля".

После Хасавюрта большинство офицеров чеченского ОМОНа покинуло республику. Их самих и их семьи просто бросили на произвол судьбы. В Нальчике, Ростове, Волгограде и других городах России милиционеры-чеченцы вели борьбу с еще одним врагом – бедностью. Бывало и такое, что недоедали дети. "Нам помогло тогда боевое братство друзей из российских ОМОНов, ФСБ, других структур, с которыми мы сидели в окопах", – рассказывал Муса Газимагомадов, общаясь с корреспондентом "Yтра" в октябре прошлого года.

Об омоновцах и их легендарном командире вспомнили в 1999 году. Бойцы Газимагомадова действовали как чеченское ополчение, очищая от боевиков Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы республики, затем штурмовали микрорайоны Грозного, выбивая оттуда отряды Гелаева, Басаева и Масхадова.

Казалось, совсем недавно подполковник Газимагомадов, назначенный заместителем главы МВД Чечни, выступал в программе "Свобода слова" Савика Шустера. В начале апреля 2003 года его должны были наградить именным оружием...

"Не все понимают, какую потерю понесла Чечня в лице Мусы. То, что его нет с нами, даже трудно представить. Он собрал этот отряд, воспитал бойцов, выбивал для них все, что мог. Он просто жил ОМОНом..."

Выбор читателей