Телевидение как важнейшее из искусств

Один из постулатов вождя мирового пролетариата о том, что кино для нас является важнейшим из искусств, до сих пор помнят практически все. Это высказывание со временем превратилось в дежурную крылатую фразу, и об ее истинном, первоначальном смысле мало кто задумывается

Один из постулатов вождя мирового пролетариата о том, что кино для нас является важнейшим из искусств, до сих пор помнят практически все. Это высказывание классика марксизма-ленинизма со временем превратилось в дежурную крылатую фразу, и об ее истинном, первоначальном смысле мало кто задумывается.

В 20-30 годы XX в. кинематограф был доступным и очень эффективным средством идеологического воздействия. Недаром практически сразу после революции, весной тяжелейшего 1918 г. в советской России началось производство документального журнала "Кинонеделя". В 1922 г. его сменила "Киноправда", затем на экраны стали выходить "Госкинокалендарь", а с 1925 г. – "Совкиножурнал". Со временем в Советском Союзе место кино в деле наглядного информирования и воспитания населения заняло телевидение. Если в эпоху существования СССР, а затем в перестроечные и постперестроечные годы телевидение было крайне политизировано, то теперь большинство каналов видят свою основную функцию в развлечении зрителя. Ничего удивительного в этом, конечно, нет. Телевидение, превратившееся в выгодный бизнес, должно приносить деньги. А прибыльными бывают только развлечения. Новости, документальное кино, детские и спортивные передачи, как правило, убыточные. Таким образом, "кино", то есть некое развлекательное действо на экране телевизора, по-прежнему остается важнейшим из искусств по извлечению прибыли.

Конечно, никто не спорит, что телевидение должно одновременно и информировать, и развлекать, и просвещать зрителя. Однако беда в том, что современное коммерческое ТВ не только ориентируется на невзыскательные вкусы масс, но и еще больше снижает планку требований. На наших глазах внешне благопристойные и назидательные "Моя Семья" и "Что хочет женщина?" эволюционировали в откровенно эпатажные "Окна", "Большой куш", "Девичьи слезы"... В действительности, многим нравится быть свидетелем "шокирующего опыта телевизионной психотерапии", замешанного на публичном унижении героев. Однако скандальные телевизионные шоу пестуют и развивают тайные человеческие слабости, возводя их в разряд сomme il fait. При этом ни для кого уже не секрет, что сценарии пишут специально обученные люди, роли героев передачи исполняют начинающие или несостоявшиеся актеры, а публика в студии - профессиональная массовка. Все это знают и тем не менее продолжают смотреть этот плохой спектакль. Получается, что телевидение как бизнес работает по принципу: чем низкопробнее шоу - тем выше прибыли.

О таком явлении, как социальная ответственность бизнеса, у нас пока еще не сильно задумываются. Особенно, когда положение к этому не обязывает. А такое обязывающее положение сегодня есть только у государственного телевидения. И речь идет не о цензуре и идеологическом контроле, а о принципах, на которых основывается программная политика госканала. Его передачи должны быть рассчитаны на все социальные, возрастные, национальные, религиозные сегменты телевизионной аудитории. При этом необходимо соблюсти баланс интересов. Такой подход способствует консолидации общества. Каналы "Россия" и "Культура", входящие в государственный холдинг ВГТРК, развивают новостное, спортивное и детское вещание, снимают образовательные передачи и документальное кино, а также показывают рейтинговые шоу и сериалы. Ведь вопрос о привлечении рекламодателей здесь столь же актуален, как и на коммерческих каналах. Органично сочетая государственную ментальность с новаторским подходом, наше государственное ТВ работает как прибыльная коммерческая структура, в то же время не ставя в основу погоню за рейтингом.

Телеканал "Россия" может себе позволить производить качественное интеллектуальное кино. Так, например, в мае в эфир выходит многосерийный художественный фильм по роману Ф.М. Достоевского "Идиот". Вероятно, другие каналы попробуют противопоставить русской классике американские блокбастеры, политические и развлекательные ток-шоу. Искушенному зрителю лишь предстоит сделать выбор.

Выбор читателей