Москва - супермаркетная столица

Большинство крупных сетей супермаркетов и специализированных магазинов концентрируются в Москве. Оборот торговли здесь в 10 раз больше, чем в регионах. Но уже сейчас торговцы думают о том, как расширить бизнес. Быть может, тщетно

После печально известного августовского кризиса 1998 г., на волне вытеснения резко вздорожавших импортных товаров отечественными, по России начали подниматься сети супермаркетов и специализированных магазинов. Пожалуй, именно этот момент стал отправной точкой, ознаменовав собою начало формирования крупной розничной торговли. Особенно активно торговые компании развернулись в Москве, где оборот традиционно на порядок больше, чем в регионах. Когда стало ясно, что покупатели поддержали своим кошельком идею розничных сетей, последним предсказывали радужное будущее. Темпы роста торговых сетей и сейчас остаются очень высокими, но уже можно констатировать факт: несмотря на оптимизм "сетевых" предпринимателей, лишь немногие из них смогли выбраться за пределы столицы.

Как отмечали сами торговцы на III гражданском форуме "Власть. Бизнес. Общество", посвященном розничной торговле, среди наиболее веских причин тому - усиливающаяся конкуренция и административные барьеры. Организуя сеть магазинов в региональном центре, им приходится преодолевать сопротивление властей и активно работать с торговыми компаниями, уже имеющими вес и значительную долю на местном рынке.

По подсчетам аналитиков, чтобы окупить затраты по продвижению торговой марки, нужно построить 5-7 магазинов в одном регионе. На такой шаг требуются серьезные капиталовложения, которые с трудом возвращаются, учитывая узость местных рынков, а также увеличивающиеся по мере удаления от Москвы финансовые потери на транспортировку товара. Риск слишком велик, и зачастую инвесторы просто не идут на развитие торговых сетей в провинции. Так, по данным компании Ernst&Young, создание обширных региональных сетей с одновременным продолжением развития в Москве и Санкт-Петербурге может потребовать от крупных сетей финансирования в размерах, превышающих $100 млн/год. Разумеется, принять на себя такой риск могут в России немногие банки и инвесторы.

Впрочем, как отмечают эксперты, что через пару лет можно ожидать насыщения московского рынка. На рынке конкурируют между собой более 20 сетей супермаркетов. Кроме того, работают примерно столько же специализированных магазинов. Обороты розничной торговли в столице превышают на сегодняшний день аналогичные показатели в крупнейших городах России примерно в девять-десять раз. Даже с учетом денежной массы, обращающейся в Москве, когда-то этот рынок должен наполниться. Поэтому продвинутые участники рынка розничной торговли ищут "пути на восток", стремясь все же распространить свою деятельность на регионы.

Однако, на взгляд региональных представителей торговли, экспансия из столицы может оказаться убийственной не только для них как представителей бизнеса, но и для местных бюджетов. Поскольку в Москве крутится, по различным подсчетам, около 80% всех финансов страны, конкурировать с "москвичами" местным торговцам нелегко. Приходя в регионы, те активно демпингуют, ставя под угрозу тот бизнес, который до этого существовал. С одной стороны, так проявляются законы рынка: выживает сильнейший. Но, с другой, - от перемены мест слагаемых страдает, в том числе, и город, подвергшийся "атаке". В силу территориальной принадлежности головного офиса Москве та часть налогов от работы торговой сети, которая могла бы оставаться городу, уходит в федеральный центр. Последствия вполне очевидны. Поэтому неудивительно, что во многих регионах "приходящий" бизнес испытывает на себе сильное воздействие местной бюрократии.

Выбор читателей