Увидеть Питер и умереть

Не только по определению, истории, размерам, архитектуре, но и по самому своему бытию Санкт-Петербург стал столичным, "мажорным" городом. Или показался таковым заехавшему туда перед юбилеем москвичу...




"Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва", – писал великий пролетарский поэт. Заменяю Париж на Петербург и говорю то же самое. Будучи коренным москвичом уже неизвестно в каком поколении, нежно люблю удивительный город на Неве и каждый год хотя бы на пару дней, но обязательно туда выбираюсь. Вот и в этом году удалось побывать в северной Пальмире – аккурат за неделю до торжеств по случаю ее юбилея.

Что бросилось в глаза? Питер действительно изменился – он стал другим, но отнюдь не в том смысле, что сделался более вылизан и опрятен, чего можно было ожидать, слушая победные реляции местных и федеральных властей о количестве капитально отремонтированных зданий и вымощенных улиц. Отдельные отреставрированные или наскоро покрашенные дворцы резко выделяются на фоне остальной исторической застройки, такой же обшарпанной, как и раньше (про дворы и говорить нечего). Многие из архитектурных памятников, которые предполагалось к юбилею привести в божеский вид, в мой приезд продолжали пребывать в лесах, и складывалось впечатление, что там работ еще – начать и кончить. Одним словом – аврал, притом безнадежный. Из 52 таких объектов, предусмотренных федеральной программой "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", по состоянию на 22 мая было введено в строй только 23; затем в течение недели было сдано еще 20 (зачастую с недоделками или только в "первой очереди", то есть только с фасада), причем с некоторых из них снимали леса уже в разгар празднеств; 9 зданий докрасить так и не успели. С объектами, которыми городские власти занимаются самостоятельно, дела обстоят еще хуже. Так, даже на Невском (у площади Московского вокзала) есть пустые здания, уже более двух лет тихо разрушающиеся за полотнищами с намалеванными фасадами, и когда начнется их капремонт – неизвестно.

В целом, повторимся, состояние городской среды существенных изменений к лучшему не претерпело. Основные деньги на подготовку города к юбилею тратились и тратятся не на реставрацию или капремонт отдельных строений, а на крупные инфраструктурные проекты (о чем мы поговорим ниже). К примеру, несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга" возросло за последние три года в 17 (!) раз, за 2002-03 гг. оно составит лишь 1,06 млрд. рублей.

Дорожное покрытие на большинстве питерских улиц тоже осталось как после немецкого артобстрела. При этом городская администрация рапортует, что только в прошлом году было отремонтировано свыше 6 млн. кв. м проезжей части улиц, проспектов, набережных и вымощено искусственным и натуральным камнем почти 43 тыс. кв. м тротуаров. Из федерального бюджета в 2002 г. на улучшение транспортной инфраструктуры города было выделено 1,5 млрд. рублей. Вместе с тем Счетная палата РФ выяснила, что местные власти незаконно израсходовали более 1 млрд. рублей из городского дорожного фонда на обустройство садово-паркового хозяйства. Как выразился руководитель Палаты Сергей Степашин, эти деньги "попросту были спрятаны в кустах". Видимо, чтобы снять подобного рода обвинения, мэрия скрупулезно подсчитала, что в прошлом году всего по городу было высажено 4916 деревьев и 58.048 кустов.

Счетная палата вообще донимает городскую администрацию, обвиняя ее в нецелевом использовании и перерасходе "юбилейных" денег. В частности, проведенная в марте плановая проверка выявила, что объемы выполненных работ были завышены на 62 млн. рублей. От Счетной палаты не отстает (а порой действует с ее подачи) Генпрокуратура, возбудившая в связи с финансовыми нарушениями в ходе подготовки к 300-летию города несколько уголовных дел, по которым проходят высокопоставленные городские чиновники. Впрочем, не будем о грустном.

Что касается питерских инфраструктурных проектов, то это прежде всего строительство дамбы (долгострой еще советских времен), кольцевой автодороги (западное полукольцо КАД должно сомкнуться с восточным как раз через 25-километровую дамбу), Ладожского вокзала (на этот проект МПС израсходовало свыше 9 млрд. рублей), развитие метрополитена, модернизация международного аэропорта Пулково и т.д. Отметим, что в целом ряде случаев сроки реализации такого рода проектов тоже были сорваны. Так, вопреки клятвенным заверениям властей, к 300-летию города не было восстановлено движение на аварийном участке метро между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" (эта эпопея тянется уже 8 лет, и новый срок – I квартал следующего года). Не было завершено и строительство восточного полукольца КАД, что запланировано теперь на 2005 год.

В 2002-2003 гг. из федерального бюджета на строительство кольцевой дороги поступило 11 млрд. рублей, на текущий год предусмотрено финансирование в объеме 6 млрд. рублей. Кроме того, данный проект осуществляется при кредитной поддержке со стороны ЕБРР. Банк уже выделил $135 млн. и, вероятно, даст еще $230 млн. Западное полукольцо должно быть закончено в 2008 году. Тогда же – в 2008-2009 гг. – планируется достроить дамбу. В декабре прошлого года ЕББР предоставил на ее сооружение кредит в размере $245 млн., а всего с этой целью предполагается занять за рубежом порядка $600 млн.

300-летие Петербурга послужило мощным организационным и финансовым толчком для различных инфраструктурных проектов, однако их реализация не только напрямую не связана с празднованием этой даты, но и в большинстве случаев не ограничена временными рамками подготовки к юбилею. В значительной мере это относится и к другим программам, в том числе по реконструкции исторического центра города (эта упоминавшаяся уже федеральная программа рассчитана на период до 2010 года). Так, сразу после окончания юбилейных торжеств председатель Госстроя Николай Кошман заявил, что "никакой остановки по проведению ремонтно-реставрационных работ ни на одном объекте в Петербурге не будет". А по словам полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко, Владимир Путин уже отдал соответствующие распоряжения министерствам и ведомствам. Более того, в ближайшее время на указанные цели будут, видимо, привлечены новые кредиты, в частности, со стороны Всемирного банка в размере $161 млн.

Все это не может не обнадеживать – ведь больно было смотреть, как город постепенно разрушается. Вместе с тем в силу отмеченных выше обстоятельств довольно трудно ответить на такой интересный и, казалось бы, простой вопрос: а сколько на круг стоил стране юбилей ее северной столицы? (К примеру, строительство той же дамбы – это "юбилейное" мероприятие или как?) К тому же, многие проекты финансировались из внебюджетных источников. Так, восстановление из руин Константиновского дворца в Стрельне "добровольно, в порядке трудовой дисциплины" на 99,9%, или на сумму $290 млн., оплатили крупные частные российские компании. Из смешанных источников финансировалась и собственная программа городской администрации "300-летие Санкт-Петербурга". Причем, заботливо пересчитав каждый посаженный кустик, администрация почему-то никак не может хотя бы приблизительно скалькулировать "освоенные" в рамках данной программы средства.

Непосредственно из федерального бюджета на осуществление тех или иных проектов в Петербурге в последние три года было потрачено приблизительно 40 млрд. рублей; с учетом же расходов по линии различных министерств и ведомств, эта цифра возрастает до 60 млрд. Такие данные приводит, в частности, Валентина Матвиенко со ссылкой на первого замминистра финансов Сергея Вязалова. Для сравнения: собственный бюджет Петербурга составил около 58 млрд. рублей в прошлом году и около 75 млрд. рублей в нынешнем.

...Ну а теперь о том, что же все-таки в Питере изменилось и что сразу бросается в глаза. А изменилось то, что исчезла былая провинциальность (вспомним у Даниила Гранина – "великий город с областной судьбой"). Это чувствуется во всем – в резко возросшем ритме жизни, в уличных пробках из дорогих автомашин, в одежде и поведении горожан, в освоенности городского пространства мелким бизнесом (а ведь еще лет пять назад шагни чуть в сторону от Невского и Литейного и всё – пустота и темень) и во многом другом. Не только по определению, истории, размерам, архитектуре, но и по самому своему бытию Санкт-Петербург сегодня – столичный, "мажорный" город.

Выбор читателей