"АвтоВАЗ" прочат в лидеры мирового авторынка

По прогнозам, основную долю растущих автомобильных рынков в скором будущем займут небольшие производители. Британские эксперты называют в их числе и российский "АвтоВАЗ". Английский юмор – штука посильнее "Фауста" Гёте...




Войдя в постиндустриальную эпоху, мировая экономика оказалась в условиях, требующих концептуальных изменений в жизни и функционировании целых ее секторов и направлений. Не миновала чаша сия и автомобилестроение, которое, ввиду неистребимости тяги человечества к быстрому передвижению, казалось бы, могло спокойно и неопределенно долго развиваться по нынешним правилам и законам. И все же...

На днях известная британская консультационная фирма Autopolis обнародовала очередное исследование, касающееся перспектив мирового автомобильного рынка. Исходя из заключений ее экспертов, можно уверенно говорить о том, что автомобильную отрасль, равно как и весь мировой автомобильный рынок, ждут серьезные перемены.

Так, в ближайшие восемь лет рынок будет стремиться не к консолидации (которая, по сути, стала уже пройденным этапом), а к фрагментации. Наиболее сенсационный вывод британских экспертов заключается в том, что основную долю растущих рынков в скором будущем займут небольшие производители. К их числу относятся китайские First Automotive Works (FAW) и Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC), индийская Tata Engineering. Забавно, что к когорте новых мировых автолидеров эксперты Autopolis причислили и российский "АвтоВАЗ". Именно эти автопроизводители, согласно прогнозам, будут наиболее успешно завоевывать международный рынок. "Это будет период большей конкурентной фрагментации, в котором будут лидировать небольшие фирмы, завоевывающие рынок за счет более крупных", – говорится в исследовании.

В секторе, характеризующемся в последние годы значительным стремлением к консолидации и насыщенностью наиболее платежеспособных рынков Западной Европы и США, мелкие игроки быстро росли благодаря протекционистским мерам на местных рынках, тогда как "некоторые крупные фирмы – Fiat, PSA, Ford и Volkswagen – остались на медленно растущих рынках, которые будут замедляться в следующие несколько лет", – считают эксперты. Так, например, былой мировой автомобильный лидер Fiat пытается сегодня выйти из убытков и должен представить в конце этого месяца новый план производства. Доходы концерна Volkswagen в первом квартале этого года сократились более чем на две трети.

В обозримом будущем многие крупные фирмы будут вынуждены разделиться, в том числе и из-за уменьшения емкости мирового рынка в краткосрочной перспективе, говорится в исследовании. Так, по мнению аналитиков, Ford в скором времени может продать принадлежавшую ему японскую Mazda Motor Corp. или шведскую Volvo. Готов расстаться с рядом известнейших брендов и General Motors Corp.: на продажу могут быть выставлены Saab и доля акций в Suzuki Motor Corp.

Особняком стоит владелец легендарной марки "Мерседес" (и ряда других, не менее известных) – DaimlerChrysler. По мнению Autopolis, корпорация станет наиболее успешной, если ей удастся справиться с наступающим торможением рынка, поглотив при этом японскую Mitsubishi Motors Corp. и южнокорейскую Hyundai Motor. Правда, "если дела будут идти достаточно плохо", DaimlerChrysler может отказаться от претензий на собственный путь и пойти в русле новой общей тенденции. Тогда ему придется избавиться от американской компании Chrysler или своей доли в японской Mitsubishi.

Таким образом, из шести фирм (72% мирового производства), господствующих сейчас на международном авторынке, к концу десятилетия появится не менее десяти мелких, но более успешных игроков.

Также Autopolis ожидает, что мировые продажи автомобилей в этом году сократятся почти на пять процентов, причем в 2004 году падение продаж усилится. Рост рынка, согласно прогнозу, возобновится только в 2005 году.

В итоге, если верить прогнозу Autopolis, к 2010 году объемы продаж автомобилей в мире будут на 19% превышать уровень 2002 года исключительно благодаря росту азиатских рынков.

Выбор читателей