Старая-старая сказка

Раньше на балах были предусмотрены специально оборудованные комнаты, где можно было произвести на свет ребенка, поскольку венские девушки, даже будучи сильно "в положении", во что бы то ни стало хотели танцевать на балу




Венский оперный бал – зрелище роскошное. Но заполненные до отказа залы Венской оперы не могут вместить всех желающих. А потому количество балов неуклонно растет – только в Вене ежегодно в "бальный период" проходит не менее двух сотен танцевальных торжеств.

География старинных венских балов в последние годы значительно расширилась. Мелодии короля вальсов Штрауса звучат сегодня на венских балах Праги и Рима, Токио, Брюсселя и Нью-Йорка. И вот теперь настоящий Венский бал, ставший важным светским событием года, завоевывает российскую столицу.

На него смогли попасть две с половиной тысячи зрителей – политическая и культурная элита столицы. Цены на билеты колебались от 900 до 2000 долларов. Значительная часть средств, собранных от проведения бала, по традиции этого мероприятия пойдет на благотворительные нужды.

Оформление Гостиного двора специально для бала было выполнено в венском стиле. Его основа – изысканные букеты из шестидесяти тысяч живых роз. Гостей встречали "хрустальный дождь" и "живые статуи", олицетворяющие легендарные исторические персонажи.

Музыкально-танцевальная программа была весьма разнообразна. Среди выступающих – Большой симфонический оркестр, за дирижерский пульт которого встал венский маэстро Альфред Эшве. В роли Хозяйки бала – оперная прима Любовь Казарновская. В качестве танцмейстера выступал президент Русского танцевального союза, элегантный танцовщик Станислав Попов. И главный культурный сюрприз вечера – впервые на российские подмостки вышел знаменитый лирический тенор, считающийся на сегодняшний день номером один в мире, – Роберто Аланья.

Танцевальную часть вечера по традиции открывает торжественный полонез Легара, его сменят вихри штраусовских вальсов. Лишь после этого раздастся знаменитое "Alle Walzer" – "вальсируют все". И вновь – полонезы и мазурки, вальсы и даже джазовые фокстроты, арии из известнейших оперетт, плац-парад духового оркестра Московской военной консерватории, оркестр Олега Лундстрема и многое другое.

Австрийские повара щедро угощали собравшихся блюдами национальной кухни, а под занавес гости отведали венских сладостей. Австрийские вина, отличающиеся тонким ароматом, лились рекой.

В пять утра усталые и довольные гости медленно расходятся по домам...

Стоит немного рассказать об истории этого замечательного светского события. Венцы были просто помешаны на танцах. Их сумасшедшая страсть доходила до того, что в разгар масленицы на многочисленных балах в один вечер собиралось до 50 тысяч гостей – и это в городе, который в те времена насчитывал менее 200 тысяч жителей. В середине XIX столетия балы становились все более помпезными. Появлялись водопады, пруды с рыбами и лебедями, искусственные полянки, освещенные волшебные пещеры, бьющие разноцветными струями фонтаны. Никаких затрат было не жалко, чтобы должным образом удовлетворить главную страсть венцев – страсть к балам. Характерный пример: на балах были предусмотрены специально оборудованные комнаты, где можно было произвести на свет ребенка, поскольку венские девушки, даже будучи в "положении", во что бы то ни стало хотели танцевать.

История вальса до сих пор остается предметом для дискуссий. Вальс появился как танец простого люда, с ярко выраженным эротическим рисунком в движениях. В 1754 году в одном из словарей впервые появляется слово "walzen", что означает "крутиться в такт". Вскоре он обрел популярность в аристократических кругах, став альтернативой придворному менуэту, а затем и вовсе его вытеснив. Вполне естественно, что Вена – музыкальная метрополия той эпохи – стала и столицей вальса. Уже императрица Мария-Терезия разрешала между менуэтами время от времени играть "лендлеры" на придворных балах. А вскоре венское новшество стало обязательным признаком аристократического воспитания. Наполеон перед приездом своей невесты – австрийской принцессы – упорно овладевал с помощью выписанного из Вены учителя секретами танца "в три четверти". На новую форму танца обратили внимание и крупнейшие композиторы эпохи. Шуберт в свои произведения для фортепьяно часто включал элементы вальса. Композитор Карл Мария фон Веберн придал вальсу последнюю виртуозную огранку. Но подлинный триумф вальса, сначала в Вене, а затем и в остальных столицах Европы, произошел несколько позднее, когда вальсом всерьез занялись Штраус и Ланнер.

С этого времени начинает отсчет настоящая "вальсомания", которая достигла апогея, когда у Иоганна Штрауса появился серьезный конкурент на поприще вальса – его собственный сын, родившийся в 1825 году. Когда молодому дарованию исполнилось 19 лет, началось стремительное восхождения Штрауса-сына на престол Короля вальса.

Несмотря на кажущееся легкомыслие этих мероприятий, на самом деле балы выполняли важную социальную функцию, разрушая жесткие оковы сословного общества, так как во время бала перемешивалось все, что в обычной жизни было жестко разграничено. Здесь не было сословных различий, под маской мог скрываться конюх или генерал. К примеру, на балу "сыщиков", который проводился для полицейских нижних чинов, можно было встретить самых высоких чиновников. На балу унтер-офицеров блестели погоны генералов, а на балу модисток или балу цветочниц, куда могла попасть любая Золушка, среди гостей было много представителей высшего общества.

В 1899 году были закрыты два бала – Придворный и Оперный. Спустя 21 год, уже во времена Первой австрийской республики, традиция большого бала в здании Оперы была возрождена. Это и есть нынешний Оперный бал, который проводится каждый год, за исключением редких случаев, как это было, например, в годы Второй мировой войны.

Бал открывается танцем, который исполняют 200 молодых пар. И каждый последний четверг масленицы в 10 часов вечера сердца двух сотен молодых девушек, которые были выбраны для открытия бала и приехали в Вену из многих стран мира, бьются особенно возбужденно. Попасть в это заветное число девушке не помогут ни связи, ни деньги – бальный комитет неподкупен. Чтобы стать дебютанткой, надо подать заявление и выдержать строгий экзамен перед членами Комитета. Счастливицы, которым это удалось, смогут украсить свою прическу короной, которая является традиционным украшением дебютанток. Каждый год модели корон меняются, они проходят тщательный отбор и утверждаются Бальным комитетом. Комитет обычно состоит из трех человек (иногда пяти), обычно это известные широкой публике женщины из высшего общества.

Идет ли Оперный бал с ногу со временем? Пожалуй, нет. Однако сказка никогда не бывает современной. И пока остаются люди, желающие принять участие в сказке, пока есть молодые юноши и девушки, представляющие себя принцем и принцессой, танцующими вальс на паркете, Венский бал будет существовать, так как любая сказка бессмертна.

Выбор читателей