России нечего предложить миру, кроме мозгов

Засыпать весь мир товарами, как китайцы, мы не можем. Остается снижать налоги и напрягать мозги. И тогда, быть может, ВВП начнет усиленно расти и даже удвоится. Когда-нибудь




Выступая вчера на пресс-конференции в Кремле, Владимир Путин еще раз заявил о необходимости удвоения ВВП и отметил, что, с его точки зрения, эта задача "реальна и выполнима". Президент оценил итоги развития отечественной экономики за первые 5 месяцев этого года как "очень хорошие". Глава государства напомнил, что рост промышленного производства за 5 месяцев превысил 6%, а инфляция находится "в рамках запланированных параметров". "Если мы такими темпами будем развиваться, то достигнем заданных параметров и реализуем те цели и те задачи, которые были поставлены в Послании Федеральному собранию". С просьбой прокомментировать оптимизм президента "Yтро" обратилось к руководителю комитета Госдумы по экономической политике Григорию Томчину.


"Yтро": Как Вы считаете, реально ли выполнение такого плана?

Григорий Томчин: Прежде всего, власть должна пересмотреть свое отношение к экономике и перестать бояться кризиса. У нас сегодня все расчеты идут по принципу "как бы чего не вышло". Так никакого роста не добиться. Центробанк и Минфин ведут себя словно "человек в футляре".

Если перейти к практическим вопросам, в первую очередь нужно добиться завершения реформы налоговых систем. Для того чтобы был экономический рост, мы должны прекратить строить капитализм без капитала. Если капитала в стране нет, система его привлечения должна быть намного более выгодной по сравнению со странами, откуда он идет, то есть нужна более выгодная налоговая политика.

В России есть 60% теневой экономики. Снижение налогового бремени повлечет за собой выход экономики из тени и даст ресурс для ее развития. Во-первых, следует снизить ЕСН до эффективной ставки 18%. Для сравнения: в законопроекте, принятом в первом чтении, заявлена ставка 23%; то, что сегодня существует, – это эффективная ставка 29-32%.

"Y": Вы считаете, что в первую очередь нужно снижать ЕСН – не НДС, как это предлагают в правительстве?

Г.Т.: Именно так. Потому что это налог на работодателей, не позволяющий им платить разумную зарплату. А значит, он уводит большие массы денег в тень. Второе: нужно снизить НДС до 15%, ликвидировав все льготы, и закрыть на этом вопрос со снижением налогов.

Но это не все. Вторая часть – либерализация валютного регулирования. Я думаю, что мы примем закон "О валютном регулировании" уже осенью. Тем самым покажем миру, что путь валюте в Россию свободен, и из России тоже. Это гарантия, обеспечивающая приток валюты в страну. Кстати, это повлияет и на уменьшение теневой экономики, потому что валюта придет в открытую.

"Y": То есть увеличение ВВП должно проходить за счет привлечения капитала в страну?

Г.Т.: Увеличение ВВП и привлечение капитала в страну – это сопутствующие, но разные вещи. Первое – это развитие в России производства, услуг, торговли и т.п. А чтобы их развивать, нужно привлечь капитал, чтобы строить капитализм с капиталом, а не без. Отсюда второе условие: валютное регулирование. Третье условие: присоединение к ВТО.

"Y": Вы полагаете, Россия выиграет от вступления во Всемирную торговую организацию?

Г.Т.: 95% мировой экономики – в ВТО. ВТО – это правила игры в эту экономику. Мы не можем находиться вне этой экономики, если у нас не хватает капитала. Мы должны использовать все эти правила. В ВТО каждая страна себе что-то выторговывает, более того – каждая отрасль, каждый сектор бизнеса. Мы, присоединяясь, должны во все эти игры сыграть. И продолжать дальше играть внутри. Так мы получим больше возможностей. Образовываясь, ВТО намеренно поставила себе цель: всем, кто с нами, будет хорошо, всем, кто не с нами, – плохо.

"Y": Возвращаясь к удвоению ВВП: какие отрасли в российской экономике следует поднимать в первую очередь?

Г.Т.: Нужно сделать ставку на технологии и на интеллект. Мы не должны продавать интеллект, мы должны продавать интеллектуальный продукт. Нужно создать офшорную зону для интеллекта. Что это такое? Это упрощение регистрации, исключение из налогооблагаемой базы интеллектуальной собственности, которая вносится в уставные капиталы компаний. Это грантовая система финансирования науки через госбюджет, с тем чтобы государство не имело права на собственность, создаваемую учеными на государственные деньги. Это удешевление всех вопросов регистрации и всего, что ей сопутствует, в том числе выдачи патентов на промышленные изобретения. То есть создание условий, на которых люди будут ехать не из России, а в Россию.

Мы вынуждены это делать, потому что у нас больше ничего нет. Использование нефти и газа, природной ренты – это только усугубит дальнейшее расслоение общества на много бедных и мало богатых. Производство у нас в стране очень дорогое, засыпать весь мир товарами, как китайцы, мы не можем. Остается только интеллект.

Выбор читателей