Быть денди

Настоящий денди должен быть умен, ироничен, пребывать в состоянии конфронтации с общественным мнением и принятыми порядками и следовать неписаному кодексу правил




Недавно меня назвали "денди"... Признаться, я сильно удивился, поскольку никакой склонности к франтовству за собой не замечал: одежду я предпочитаю носить не супермодную, а удобную, при этом, правда, стараюсь выдержать стиль, а не одеваться как какой-нибудь ярмарочный Петрушка... Вообще, не совсем понятно, кто такие эти самые "денди". Помнится, еще у Пушкина Евгений Онегин был "как денди лондонский одет", а на иллюстрациях был изображен молодой человек в прекрасно сидящем на нем фраке, в цилиндре и с тростью. Становилось ясно, что денди – это что-то вроде великосветского шалопая, франта, которого в наше время назвали бы стилягой. Отчасти это верно.

Владимир Даль определяет франта так: "Хват, щеголь, модник – самый модный, изысканно одетый". Модники водились во все времена и являлись неизменной принадлежностью светской жизни, завсегдатаями светских салонов. Именно из их среды в начале XIX века в Англии и вышли денди. Основателем дендизма как новой формы "концептуального" франтовства принято считать Джорджа Брайена Браммелла. Если классические щеголи выделялись своей одеждой и поведением, Браммелл, как пишет Отто Манн, был "тактично незаметен". Он строго придерживался принципа, что "одежда определяется законами приличия... Избегал ярких красок, всяких украшений и побрякушек". Поведение его было сдержанным и достойным. По воспоминаниям современников, Браммелл, казалось, вовсе не желал оказывать на моду какое-либо влияние (одежда его была сшита "словно только для него, и носил он ее превосходно, но не стремясь произвести эффект"). Тем не менее, этот человек "пожинал восхищение, которое заслуживал его бесспорный вкус". Сам лорд Байрон однажды воскликнул: "Я предпочел бы быть Браммеллом, чем императором Наполеоном!". Успеху Браммелла способствовало его умение тонко, изящно и убийственно высмеивать людей (он имел смелость язвить даже в адрес своего высокого венценосного покровителя и друга короля Георга IV). Не случайно биографы называют Браммелла одним из "выдающихся мастеров развлекательного искусства Англии". "Именно дар иронии, – пишет французский писатель и журналист Барбе д`Оревильи в своей книге "О дендизме и Джордже Браммелле", – сделал его величайшим мистификатором, какой когда-либо рождался в Англии".

Увы, из-за своего острого языка, в особенности из-за насмешек над королем, Браммелл в конце концов был вынужден покинуть Англию. Вскоре затем он проиграл большую часть своего состояния в карты и его имущество было продано с молотка. В результате жизнь свою Браммелл кончил в сумасшедшем доме, в полной нищете. И все-таки как представитель дендизма Браммелл никогда и никем не был превзойден, хотя ему пытались подражать многие выдающиеся люди. Среди них и Оскар Уайльд, который возвел утонченное внимание к внешнему облику в философию жизни. Это его перу принадлежит фраза "Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности".

Вопреки распространенному мнению, быть денди – это вовсе не значит одеваться с иголочки. Денди "протирали костюмы наждаком, чтобы придать им потертый вид, или давали разнашивать новый фрак лакею. Появиться в обществе в новом, с иголочки, костюме считалось признаком дурного вкуса. Денди – это не ходячий костюм, напротив, только известная манера носить его создает дендизм. Можно оставаться денди и в помятом фраке". Настоящий денди должен быть умен, ироничен и всегда пребывает в состоянии конфронтации с общественным мнением и принятыми порядками. У денди есть неписаный кодекс правил. Вот несколько из них: 1) сохранять невозмутимость; 2) поступать всегда неожиданно; 3) одеваться элегантно, но незаметно; 4) стремиться более удивлять, нежели нравиться. Увы, в конце концов идея дендизма, как кто-то остроумно подметил, "выродилась лишь в черные фраки и суровые взгляды сквозь лорнет, благодаря которым мрачные юноши приводили в трепет девиц на выданье".

В начале ХХ века сами англичане объявили о кончине дендизма.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей