Олигархический переворот оплатит Центробанк

Чем меньше времени остается до открытия выборного сезона, тем сильнее крепнет ощущение, что развитие событий в России подчинено единственному и неизменному принципу: "Чем дальше в лес..."




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Громкая инициатива главы государства, предложившего удвоить ВВП страны к 2010 году, упала на благодатную почву. По крайней мере, равновесным ответом на нее послужило предложение президента РСПП Аркадия Вольского, обсуждение которого и составило, пожалуй, главную политико-экономическую интригу прошедшей недели.

Речь идет о его знаменитом письме, направленном на днях Владимиру Путину. Документ, как и положено, содержал ценные предложения по обустройству многострадальной российской экономики, которой предстоит удвоиться в столь короткие исторические сроки. Практика, правда, в очередной раз подтвердила, что новое – это хорошо забытое старое, и первая часть предложений Вольского свелась к возвращению былых налоговых льгот для крупных производителей с добавлением некоторых новых. Глава РСПП предложил вернуть 50%-ную инвестиционную льготу по налогу на прибыль (отмененную при снижении его ставки с 35% до 24%), освободить предприятия от налога на имущество введенных в эксплуатацию объектов (на срок их окупаемости), упростить механизм возврата НДС при капстроительстве и доступ к инвестиционному налоговому кредиту, а также снизить тарифы на энергоресурсы для крупных потребителей.

Разумеется, если бы этим всё и ограничилось, письмо не вызвало бы такого ажиотажа. Однако самой сенсационной его частью стало предложение направить часть резервов Банка России на инвестиционные цели, а именно – на гарантирование строительства и покупки российским бизнесом производств в России и за рубежом. Согласно замыслу автора, "инвестиционная часть" ЗВР Центробанка должна будет депонироваться в ином первоклассном российском банке, который, фактически под их залог, по низкой ставке будет кредитовать инвесторов на срок до 10 лет. Такое "нетрадиционное" использование указанных ресурсов, по замыслу Вольского, должно послужить "толчком к экспансии российского капитала". Отбор инвестиционных проектов, удостоенных государственной поддержки, должен быть поручен "самостоятельному межведомственному центру управления", который будет осуществлять отбор проектов "в соответствии с заданными правительством приоритетными направлениями развития экономики и едиными требованиями с точки зрения эффективности и защиты прав инвесторов". По мнению автора, предлагаемая мера позволит сконцентрировать ресурсы государства и крупного бизнеса на нескольких приоритетных направлениях в обрабатывающем секторе.

Получив письмо президента РСПП, Путин благоразумно воздержался от оценок и переадресовал его Касьянову с резолюцией "рассмотреть и представить в виде проектов решений".

В поддержку инициатив Аркадия Вольского оперативно выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "Когда мы имеем такие мощные и беспрецедентные золотовалютные резервы, это говорит о стабильности государства, но возникает естественный вопрос – зачем им просто так лежать, почему бы не найти эффективный механизм их использования? – заявил спикер СФ. – Пусть специалисты готовят предложения, и если необходимы какие-то законодательные решения, их нужно сформулировать. Если можно решить на уровне правительства, пусть оно решает". Последней фразой Миронов продемонстрировал либо неполное понимание сути вопроса, либо собственную заинтересованность в определенном исходе его решения. Дело в том, что согласно закону "О Банке России" резервы ЦБ могут храниться только в мировых валютах и ценных бумагах стран с высшей категорией надежности – таких, как казначейские облигации США. Основным их назначением является обеспечение устойчивости национальной валюты и контроль за инфляцией. Таким образом, воплощение в жизнь идеи президента РСПП возможно лишь в случае внесения изменений в законодательство.

И все же тема использования золотовалютных резервов была поднята неспроста. Действительно, объемы ЗВР составляют сегодня порядка $65 млрд, тогда как для поддержания стабильности валюты и контроля над инфляцией хватило бы и $45-50 млрд. "Избыточные" $15-20 миллиардов Центробанка, лежащие "без дела" в низкодоходных казначейских обязательствах США и прочих супернадежных активах (как и предписано законом), давно не дают покоя российским промышленникам-олигархам, способным без труда "переварить" любые суммы.

Вопрос использования ЗВР "не по назначению" поднимается отнюдь уже не первый год. Все хорошо помнят практику кредитования правительства Центробанком, широко применяемую до 1997 года. Уйти от нее стало возможным лишь благодаря жесткому давлению со стороны МВФ. Правда, тогда прозрение пришло слишком поздно. Последствиями августа 98-го, когда ЦБ не смог удержать обвального падения рубля, страна во многом обязана той самой "поддержке" правительства Центробанком. На сей раз предложение вернуться к практике привлечения средств ЦБ для финансирования "непрофильных" проектов продиктовано значительным улучшением состояния дел как в экономике в целом, так и у самого ЦБ. Однако в том виде, в котором оно исходит от руководителя структуры, которую зачастую именуют не иначе как "совет олигархов", предложение вызывает массу вопросов и опасений.

Следуя логике Вольского, претендующие на финансирование посредством "закромов ЦБ" инвестиционные проекты должны отбираться "самостоятельным межведомственным центром управления". Отбор происходит в соответствии с заданными правительством приоритетными направлениями развития экономики и едиными требованиями с точки зрения эффективности. Однако после проведения тендера у правительства не остается никаких рычагов влияния на тех, кто его выиграет: согласно предложенной схеме, предоставив финансовые гарантии хозяйствующему субъекту под приоритетный проект, государство фактически взваливает на себя его риски, не получая взамен никаких гарантий. Не очень понятно также, по каким критериям будет проводиться отбор инвестиционных проектов, поддерживаемых государством. Крупнейшим промышленным структурам не составит большого труда оказать влияние на решение межведомственного центра, а это означает, что деньги пойдут туда, куда сочтут нужным олигархи.

Еще одна опасность предлагаемой идеи состоит в том, что речь, по большому счету, идет пока о распределении вполне конкретной суммы на вполне конкретные сроки. В упрощенном виде задачу можно охарактеризовать так: как разделить $15 млрд. одновременно на создание конкурентоспособного отечественного авиастроения, приборостроения, автомобилестроения и ракетно-космической промышленности, да при этом чтобы осталось еще немного на "усушку-утруску". Увы, такой суммы будет недостаточно даже для одного из перечисленных пунктов, исключая разве что последний – "утруску". Для среднестатистической американской или европейской компании затраты на разработку и производство только одной перспективной модели самолета, аэрокосмической системы или новейшей линии лекарственных препаратов составляют порядка нескольких миллиардов долларов. Сколько таких моделей и высокотехнологических проектов нужно России, чтобы она смогла конкурировать с Западом и Востоком?

Получается как в старой сказке про жадного человека, попросившего мастера сделать ему из одной овчины сразу несколько шапок: вместо одного нормального головного убора, мы рискуем получить восемь "наперстков". Прогнозируемым исходом предлагаемого главой РСПП новшества вполне может стать растаскивание средств под осуществление незначительных в государственном масштабе, но крайне значимых для конкретных промышленных групп проектов.

Всё вышесказанное не означает, что избыток резервов ЦБ должен лежать мертвым грузом; речь идет о непригодности данной конкретной схемы, а не о несостоятельности самой идеи. Существует, например, такое понятие как рефинансирование коммерческих банков и институт первоклассных заемщиков, т.е. часть ресурсов ЦБ может быть использована в технологии рефинансирования коммерческих банков. Это значит, что "сверхплановые" деньги будут поступать в экономику посредством кредитов, как это происходит во всех развитых странах. Без сомнения, стоимость денег в этом случае будет выше, но ведь и бесплатный сыр встречается только в мышеловке.

Где же нам взять столько первоклассных банков, спросит скептик. А где у нас столько готовых проектов, готовых не "съесть" втихаря государственные деньги, а привести к стратегическому прорыву всей страны?.. Вопрос остается открытым

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей