Прощание с трамваем

Вытеснять трамвай с московских улиц начали не сегодня. Однако непосредственная угроза существованию этого вида транспорта возникла именно сейчас




Говорят, что трамваев в Москве скоро не будет – они-де мешают автомобилистам. К тому же, по словам чиновников, развитие трамвайного дела занимает уйму времени и требует неоправданно больших вложений, ведь для того, чтобы пустить новый маршрут, нужно и рельсы проложить, и депо построить, а на это уходит в среднем два года. Значит, с трамваями лучше проститься. Возможно, в чем-то городские власти и правы. Однако сами москвичи расставаться с трамваем очень не хотят.

На протяжении многих лет трамвай являлся своеобразной визитной карточкой Москвы. История этого "средства городского рельсового транспорта" началась в 1899 году. Прогуливающаяся по бульварам московская публика вдруг увидела, как по Страстной движется сам по себе вагон с какой-то странной металлической конструкцией на крыше, скользящей по натянутому вверху проводу. Вагон на конной тяге уже был привычным явлением городской жизни, а тут... В общем, так состоялась премьера московского трамвая на Бульварном кольце. Однако торжественная церемония пуска нового транспортного средства состоялась несколькими месяцами раньше описываемых событий, а именно 25 марта возле специально построенного депо на Нижней Масловке. Только после успешного "тестирования" трамвай появился и в центре Москвы. К 1911 году трамвайные маршруты, проложенные по основным радиальным магистралям, связали московские предместья с центром города. Тогда же эти линии пересеклись двум кольцевыми маршрутами. 1 ноября замкнулось кольцо "Б", дошедшее до наших дней в виде троллейбусной линии, а 29 декабря появилась знаменитая "Аннушка" с трассой по Кремлевской и Москворецкой набережным и всему зеленому полукольцу бульваров. Кстати, на маршрутах "Аннушки" и "Букашки" в качестве кондуктора и вагоновожатого работал Константин Паустовский. Позже он писал: "Вагон медленно кружился по Москве – мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады Храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку"...

После революции началось массовое строительство линий к рабочим слободкам; один из первых таких маршрутов – трасса к заводам "Динамо" и ЗИЛ. Первое трамвайное предприятие советской столицы – Октябрьское депо – открылось к 10-летию советской власти на том месте, где еще в 1913 году начали строить депо для намечавшейся линии метрополитена Белорусский вокзал – Центр – Покровская (Абельмановская) застава. В двадцатых годах к снискавшим популярность "Аннушке" по Бульварному и "Букашке" по Садовому кольцу добавились трассы "В" и "Г", соединявшие восточные и западные московские предместья с центральными кварталами. Затем на короткое время эти маршруты объединили в кольцо "Д", но вскоре разобщили вновь. На северо-востоке столицы образовалось самостоятельное Сокольническое кольцо, которое, в конце концов, превратилось в кольцевой маршрут № 4.

В ходе реконструкции Москвы в 30-х годах трасса "Б" сместилась в северной части на параллельные Садовому кольцу переулки, "Аннушка" лишилась отрезка на набережных Москвы-реки. А перед войной была сделана попытка заменить кольцевой маршрут "А" линией маршрутного такси. По ней пустили шестиместные легковые машины ЗИС-101, хотя каждый вагон "Аннушки" вмещал как минимум 70 человек... Еще через четверть века маршрут "Б" стал троллейбусным на всем своем протяжении, "А" – приобрел линейную конфигурацию. Таким образом, трамвай с московских улиц начали вытеснять не сегодня. Однако непосредственная угроза существованию этого вида транспорта возникла именно сейчас.

Еще в прошлом году московские власти предприняли попытку убрать трамвайную линию на Ленинградском проспекте, хотя по этому маршруту быстрее всего можно проехать именно на трамвае. Тогда москвичи организовали "Комитет по защите трамвая" и добились сохранения трамвайного движения по проспекту. Тем не менее, я уверен, что в конце концов эту линию все-таки придушат. Перспектив у московского трамвая практически никаких – это видно хотя бы из Генплана развития транспортной схемы столицы до 2020 года. Да что там говорить – за последние 70 лет в Москве не построено ни одного трамвайного депо, зато на другие виды деятельности было перепрофилировано не менее пяти депо.

Между тем специалисты заверяют, что этот вид транспорта не так уж и устарел и не так уж экономически невыгоден. На самом деле, в эксплуатации трамвай значительно экономнее, чем остальной общественный транспорт: во-первых, электроэнергии ему требуется меньше, чем троллейбусу. Во-вторых, он может перевозить значительное количество пассажиров (3 вагона могут перевезти до 500 человек). В-третьих, трамвай служит 16 лет, тогда как автобус или троллейбус едва выдерживают 10. Кроме того, если прокладывать рельсы не посреди шоссе, а обособленным полотном, то в этом случае трамвай становится независимым от внешних условий транспортным средством и перестает быть помехой для автомобилистов. Подобные пути хороши еще и тем, что по ним можно пускать скоростные трамваи. Может быть, все же рановато ставить на крест на "рогатых"? И они нам еще послужат верой и правдой? Ведь это действительно удобный вид городского транспорта.

Выбор читателей