Баррикелло: наследник Сенны или раб Шумахера?

Традиционная предстартовая молитва Всевышнему о ниспослании победы должна была стать самым действенным оружием Баррикелло в борьбе с принципами командной тактики. Однако Евангелие от "Феррари" оказалось сильнее...




Мир "Формулы-1" при всем желании нельзя назвать справедливым. Болиды пилотов не равны по мощности, любая случайность на трассе (техническая авария, ошибки механиков) может лишить шансов на победу, а повторяющееся невезение – сломать карьеру даже выдающегося гонщика. Железная воля и твердый характер – качества, необходимые чемпиону. Былые заслуги здесь ничего не значат. Людское мнение меняется со скоростью самих болидов, а позволить себе не быть рабом секунды могут только великие. Какие бы блестящие лидерские качества ни демонстрировал пилот, внимание всех приковано к топ-командам. "Феррари", "Макларен" и "Уильямс" из года в год производят чемпионов, и место за рулем болида одной из этих конюшен – мечта любого гонщика.

Для Рубенса Баррикелло эта мечта осуществилась в ноябре 1999 г., когда 28-летний бразилец, которого называли наследником великого Айртона Сенны, подписал трехлетний контракт с "Феррари" и стал напарником Михаэля Шумахера. Воспитанный и милый человек, очень мягкий и уступчивый, при этом с несомненным дарованием гонщика экстра-класса, Баррикелло показался боссам "Феррари" идеальной кандидатурой на вакансию постоянного "пилота №2". Многие предостерегали бразильца от подписания контракта. Так, во время межсезонных переговоров экс-босс Рубиньо Джекки Стюарт, зная об амбициозности латиноамериканца, настойчиво советовал ему держаться подальше от "гарцующей лошадки". Эдди Ирвайн, в прошлом выступавший вместе с Баррикелло за "Джордан", ограничился фразой: "Да поможет ему Бог!". (Ирония в том, что набожность Баррикелло давно стала в мире "Формулы" легендарной. В этом свете традиционная предстартовая молитва Рубенса ко Всевышнему о ниспослании победы должна была стать самым действенным его оружием в борьбе с принципами командной тактики. Однако Евангелие от "Феррари" оказалось сильнее.)

Как бы то ни было, Рубенс не устоял перед соблазном стать первым бразильцем, выступающим за итальянскую команду. И сразу же столкнулся с противоречиями, внутренними и внешними. С одной стороны, президент "Феррари" Лука ди Монтозимолло, желая, видимо, подбодрить гонщика и склонить к подписанию контракта (а Баррикелло не раз замечал, что подпишет его только в том случае, если ему будет позволено бороться с Шумахером на трассе), сделал впечатляющее заявление: "Новый пилот Баррикелло станет конкурентом Михаэля Шумахера. Он не будет слугой Шумахера, но я ожидаю, что он придаст ему дополнительный импульс. Сейчас Баррикелло с ним на одном уровне, и как будут развиваться события дальше, мы еще посмотрим". В то же время, сам Баррикелло на удивление легко примирился с ролью "второго", по крайней мере на словах: "У "Феррари" есть свои прелести: имя, история, возможности, люди. И Михаэль. Я не боюсь быть вторым номером. Мне кажется, я смогу у него многому научиться, потому что могу быть близок к нему, как на трассе, так и в личном плане". Не исключено, что Рубиньо просто вынудили сказать такое, и дальнейшая его судьба самого незаметного из пилотов топ-команд стала последствием неоправданного конформизма, с которым Баррикелло так и не примирился.

Вот два ярких эпизода – иллюстрации командной тактики. Австрия, 2001 год. На финишной прямой после долгих препирательств с командой Баррикелло поднимает ногу с педали газа и пропускает вперед Михаэля Шумахера, уступая ему второе место. Бразильцу, заявлявшему, что в команде нет первого номера, указали на его ошибку – и он смирился, разыграв комедию с видом мученика... Конфликт Баррикелло с итальянской конюшней и с самим собой достиг апогея в конце 2001 года. Мечта быть похожим на Сенну, травля со стороны прессы, осознание предательства чистых идеалов ("Бог дал мне талант управления гоночным автомобилем, и мой долг перед Ним – в каждой гонке выкладываться на все сто") породили глубокий духовный кризис. Баррикелло на грани нервного срыва, он "очень разочарован и готов сдаться". Михаэль же купается в лучах славы и на трагедию партнера по команде смотрит со здоровой насмешкой бога-олимпийца. Руководство "Феррари" подумывает о замене Рубенса на менее рефлексирующего гонщика. Только Хуан Пабло Монтойя, напарник другого Шумахера – Ральфа, относится к бразильцу с пониманием и дружеским сочувствием. Он уговаривает Баррикелло "взять себя в руки", и тот постепенно оправляется. В 2002 г., перед Гран-при Австрии, он подписывает новый двухлетний контракт с "Феррари", обрекая себя на роль слуги. Сам Гран-при стал знаменательным повторением прошлогодних событий: Баррикелло на финише, теперь уже в борьбе за первое место, почти безропотно пропускает Шумахера. Рубенс показал лучшее достижение и стал вторым в чемпионате, но никто не увидел в нем серьезного бойца.

Между тем достаточно вспомнить историю, чтобы убедиться: талант Баррикелло неоспорим и потенциал его не раскрыт полностью. Рубенс дебютировал в гонках в 9 лет, сев за руль карта. Он пять раз выигрывал национальный чемпионат в своей категории. В 1989 г. он переходит в бразильскую F-1600 и занимает четвертое место в общем зачете. Спустя год в первом же сезоне "Формулы-Opel" он выигрывает чемпионат, побеждая в 6-ти из 11-ти гонок. В 1991 г. Баррикелло становится чемпионом британской "Формулы-3". Его называют будущей звездой "Формулы-1". Сам бразилец давно ждет приглашения и в 1993 г. заключает контракт со скромным "Джорданом". Несмотря на итоговое 17-е место в чемпионате, его признают "новичком года".

В 1994 г. Баррикелло переживает сильнейшее потрясение: гибель своего кумира Айртона Сенны на Гран-при в Имоле. Сам Рубенс на пятничной тренировке попал в серьезную аварию; Сенна первым навестил его в больнице, а через два дня "бразильского волшебника" не стало. Баррикелло пришел в себя лишь к концу сезона и сумел занять итоговое шестое место, начисто опередив Эдди Ирвайна. Тем не менее, именно ирландца позвали в "Феррари", оценив его как идеальную "рабочую лошадку", а Баррикелло, помыкавшись в "Джордане" до 1996 г. и, наконец разругавшись с руководством, перешел в "Стюарт". Но команда с маломощным мотором и не впечатляющим бюджетом не могла удовлетворить амбиции гонщика. За три сезона выступлений в "Стюарте" бразилец провел всего одну яркую гонку (второе место на Гран-при Монако в 1997 г.). 25 сходов в 33-х Гран-при породили в Баррикелло разочарование. Со временем оно стало тотальным.

Место в "Феррари", которым грезил Рубенс, удовлетворения ему не принесло. Первый выигранный им Гран-при Германии в 2000 г. проходил, по сути, без Михаэля, сошедшего на первом круге. О фарсовых победах в прошлом году говорить не приходится. Но перелом может наступить, и уже в этом сезоне. На последней гонке в Сильверстоуне Баррикелло разрушил стереотип о себе как о ровном, уступчивом гонщике. Словно вспомнив обо всех нанесенных ему обидах, он в агрессивном стиле расправился с конкурентами, не пытаясь, как раньше, сдерживать пелетон ради того, чтобы к лидерам приблизился Шумахер, а наоборот, все наращивая скорость. Ухмылка Шумахера на пятничной квалификации (Михаэль дружески порадовался сходу партнера) может стать зеркально афористичной. Все станет ясно в воскресенье на счастливой для Рубенса трассе в Германии.

Баррикелло нечего терять. Пусть отрыв от Михаэля в борьбе за чемпионский титул составляет 20 очков – за пять этапов его можно отыграть, если ездить "по-сильверстоуновски" и наконец подумать о себе. Сможет ли Баррикелло стать чемпионом и войти в историю как наследник Сенны? Или мы увидим еще одну гекатомбу во имя "Красного Барона"? Сейчас или никогда. Ждать осталось недолго.

Выбор читателей