Западные СМИ: в Чечне правит бал страх

Иностранные СМИ продолжают комментировать выборы, прошедшие в минувшие выходные в Чечне. Большинство наблюдателей сходятся на том, что выборы президента Чечни даже отдаленно не напоминают свободные и честные




Иностранные печатные издания продолжают комментировать выборы, прошедшие в минувшие выходные в Чечне. Большинство наблюдателей, следивших за развитием ситуации с голосованием и подготовкой к нему, сходятся на том, что выборы президента Чечни даже отдаленно не напоминают свободные и честные. Ранее официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что выборы не принесли положительного демократичного результата и не отвечали международным стандартам, поскольку у Ахмада Кадырова не было реальных соперников, а средства массовой информации были под контролем прокадыровских сил.

Как пишет немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, не важно, сфальсифицированы или нет результаты выборов и количество избирателей, принявших в них участие. Дело в том, что после того, как стало ясно, что у Ахмада Кадырова нет никаких шансов победить на хотя бы в какой-то мере свободных выборах, Кремль снял с предвыборного марафона трех наиболее перспективных кандидатов. Решение о том, что у власти должен оставаться Кадыров, принял сам Путин.

Напомним, что в голосовании, по официальным данным, приняли участие более 86% зарегистрированных избирателей и что более 80% проголосовавших поддержали главу администрации Ахмада Кадырова.

Это не совсем те цифры, отмечает Financial Times, которые были характерны для советской эпохи, но они мало чем отличаются от прежних своим подтекстом. Они почти ничем не помогут в деле прекращения трагедии кровавой девятилетней войны в Чечне и уменьшения того урона, который она наносит России как дома, так и за границей.

По мнению журналиста Frankfurter Allgemeine Zeitung, в циничной игре Кремля чеченцам отводилась лишь роль статистов. Они могли голосовать только за того, кто был для них определен. Кто не хотел идти на выборы, тот рисковал иметь неприятности, в первую очередь те, кто высказывался против Кадырова. В Чечне правит бал страх.

Как отмечает Financial Times, Чечня – это лежащая в руинах территория, где убийства и похищения людей являются нормой, а соперничающие между собой полевые командиры борются за власть с российскими силами безопасности. Значительная часть республики по-прежнему не подконтрольна России. В этих условиях такие международные организации, как Европарламент и ОБСЕ, отказались посылать на выборы своих наблюдателей. Если теперь, пишет Der Standard, Москва сожалеет, что они не воспользовались "гостеприимством чеченских властей", то это цинизм чистейшей воды, и не только из-за реального отсутствия гарантий безопасности в республике. Ведь мандат ОБСЕ для Чечни, срок действия которого истек в конце 2002 г., не был возобновлен из-за упорного сопротивления Москвы.

По уверениям российского президента, выборы должны были стать частью процесса "постепенной нормализации" обстановки в республике. Тем не менее, наблюдатели полагают, что они приведут скорее к "чеченизации" конфликта, который из вооруженной борьбы между чеченцами и русскими превратится в большей мере во внутреннюю гражданскую войну между соперничающими чеченскими группировками.

По мнению Financial Times, предполагалось, что расчистка пути в президенты для г-на Кадырова станет частью приемлемого для мировой общественности "политического решения". Однако никакое решение в таком духе не станет приемлемым, если только на него не согласится чеченское население.

Ахмад Кадыров теперь должен показать, что готов договариваться со своими соперниками и искать примирения в той или иной форме. Он может попытаться воспользоваться усталостью чеченского народа от многих лет кровопролития. Но, пока в нем видят человека Москвы, это обстоятельство, скорее всего, будет толковаться не в его пользу.

Большинство западных наблюдателей сходятся на том, что наилучшим решением - если только когда-нибудь удастся уговорить российского президента на него согласиться - была бы какая-то форма международного надзора за мирным процессом.

Der Standard также отмечает, что все мероприятия в Чечне, включая мартовский референдум и сами выборы, свидетельствуют о желании Владимира Путина поскорее развязаться с начатой в 1999 г. войной. И хотя положение Путина как президента не поколеблено, но его власть не настолько прочна, как кажется. Об этом, в частности, свидетельствует растущее давление Кремля на независимых медиамагнатов и де-факто - унификация всех телеканалов. Чеченская война, которая затрагивает финансовые интересы многих людей, связанных с армией, спецслужбами, административными органами и экономикой, - это дополнительная нагрузка на власть.

Читайте также

Выбор читателей