А мы крепчаем!

Возьмите биографию почти любого выдающегося человека – и найдете там потрясающе трудное детство, омраченное демонической фигурой отца. Он и унижал, и принуждал, и третировал – делал все, чтобы задавить неокрепший талант

Бесстрашный (Unscarred)
Великобритания – Германия, 2003, 92 мин.
Режиссер: Бадди Джовиназзо
В ролях: Орнелла Мути, Джймс Руссо, Хейно Ферч

Три студента, три веселых друга любили покуролесить, выпить и подурачиться. Пили не очень изобретательно, но бурно. Однажды в ходе пьянки один друг, Трэвис, нечаянно столкнул другого, Микки, с лестницы. Упавший Микки сильно повредил руку. Маячившая перед ним блестящая карьера футболиста накрылась безвозвратно.

Прошло 20 лет. Микки работает токарем станков с ЧПУ, играет в тотализатор и часто проигрывает. Причем тратит подозрительно много для простого американского пролетария. Однажды у него дома раздался звонок. Иоган (третий из друзей) позвал его в гости, в Берлин (Трэвис уже был там) – вспомнить молодость, устроить забег в ширину, погрузить столицу объединенной Германии в пучину разврата.

40-летние мужчины старались в меру сил – потолкались по клубам, выпили, да и поехали домой. Только Трэвис, самый бодрый из троих, умудрился снять молодую девчонку. Друзья разошлись по комнатам, чтобы мирно впасть в коматозное состояние, и вдруг услышали крики и шум. Выбежав в холл, они обнаружили растерянного Трэвиса и девушку – всю в крови. Она упала с лестницы и расшиблась. Насмерть. Полицию звать не хотелось. Труп решили прятать.

В ходе пряток и сопровождающих их нервных разборок начинают выясняться интересные подробности в отношениях старых друзей. Микки, оказывается, всю жизнь качал деньги из Трэвиса – в качестве возмещения за травму. А попутно качал и из жены Иогана, поскольку являлся отцом ее ребенка (о чем никто не знал). Но даже этих, совсем не маленьких сумм ему было мало. Воспользовавшись эпопеей с трупом, он решил срубить еще. Сразу много.

Неожиданно интересный и захватывающий триллер. Не сказать, что совсем непредсказуемый – некоторые ходы угадываются просто, но очень и очень интересный. Отдельное мерси Джеймсу Руссо. Его Микки получился просто здорово.


Против течения (Swimming Upstream)
Австралия – США, 2003, 114 мин.
Режиссер: Рассел Малкахи
В ролях: Джеффри Раш, Джуди Дэвис, Джесси Спенсер

Возьмите биографию почти любого выдающегося человека – и найдете там потрясающе трудное детство, железные игрушки, скользкий подоконник. Но даже среди этого кошмара выделяется демоническая фигура отца. Он и унижал, и принуждал, и третировал, и тиранил. Делал все, чтобы задавить молодой неокрепший талант. А вот, поди ж ты, нас е...т, а мы крепчаем. Особенно не везет в этом плане пианистам. От Моцарта ("Амадей") до Дэвида Хельфготта ("Блеск"). Кстати, о последнем. Изрядно претерпев от отца самодура, Джеффри Раш в новом фильме решил и сам погнобить потомство. Доказать, что не везет не только пианистам, но и пловцам.

В живущей в Австралии семье Фингельтонов демократии не наблюдается. Глава семьи Гарольд Фингельтон держит в страхе божьем жену и пятерых детей. Сам он – яркий пример неудачника. Без постоянной работы, с алкоголическими склонностями и стремлением "вывести в люди" детей. Идеи насчет удачной карьеры у него ограничиваются физической силой и успехами в спорте. Старший сын подавал определенные надежды как футболист и потому был отцовским любимчиком. Но все изменилось, когда выяснилось, что два средних сына, Джон и Тони, неплохо плавают. Да так неплохо, что легко выигрывают городской чемпионат.

Гарольд переходит на тренерскую работу. Дети у него не вылезают из бассейна, он прыгает вдоль бортика с секундомером и криками: "Быстрей! Вашу мать, мою жену...". Но и здесь Гарольд не может проявлять нормальных человеческих чувств. Он назначает новым любимчиком Джона, а Тони, показывающий схожие результаты и притом обладающий бойцовским характером, списан в утиль. Когда же Тони все-таки добивается успеха, отцу не приходит в голову ничего лучшего, как стравить братьев между собой.

Фильм основан на биографии реального человека, чемпиона Австралии и Содружества по плаванию Тони Фингельтона. Как и все биографии, страдает длиннотами. Зато необычен человек в режиссерском кресле. Твердая рука Рассела Малкахи, автора "Горца" и "Тени", ясно видна в сценах спортивных соревнований, смотрящихся на едином дыхании. Лирические отступления ему даются хуже, но тут на помощь приходят Джеффри Раш и Джуди Дэвис, которые играть плохо просто не умеют.


Кунпан (Kunpan)
Таиланд, 2002, 95 мин.
Режиссер: Танит Житнукул
В ролях: Бонгкод Конгмалай, Супаксон Шаймонгкол

Давно это было. Жил маленький мальчик Плукай. Отец его, Кунгай, был знаменитым воином. Но однажды под надуманным предлогом отца репрессировал местный таиландский царь. Плукай, как сын врага народа, и его мать были вынуждены скрываться. Мальчика отдали на воспитание в буддистский монастырь, где он научился читать, писать, считать и многим другим полезным вещам.

Несколько лет спустя Плукай вернулся в качестве послушника в родную деревню, где и встретил необыкновенной красоты девушку, Пим. Влюбившись, он даже бросил монашескую стезю. Счастью молодых решил помешать сын местных кулаков Чанг, также влюбленный в Пим. В результате интриг он устроил так, что Плукая отправили усмирять восстание в провинции Чинг-Май – естественно надеясь, что в борьбе с вольными шервудскими тайцами соперник сложит буйную голову. Короче, забрали парня в армию, а Пим осталась ждать на "гражданке" и обещала писать письма.

Но Плукай прошел по провинции и всех победил, поскольку помимо арифметики узнал от монахов много других полезных вещей. Тогда кулацкий сын снова решил схитрить. Принес кастрюльку с абстрактными костями матери Пим и рассказал, что пал, дескать, доблестный Плукай в бою. Обезумевшую от горя Пим таки заставили выйти за Чанга замуж. Тут и Плукай вернулся – правда, уже женатый – и очень расстроился, узнав о предательстве. Поругались они с Чангом крепко, поугрожали друг другу мечами, но тут их вызвал местный правитель и объявил, мол, будете собачиться – строго накажу: отберу жен у обоих. Только установился худой мир, как Чанг (вот ведь подлая кулацкая натура!) вновь ловко оклеветал Плукая, и у того по навету отобрали все имущество. Тут уж наш герой не сдержался – собрал ватагу бойких тайских хлопцев и пошел пускать помещикам "красного петуха".

Вывод после просмотра "Кунпана" можно сделать однозначный: с кинематографической точки зрения Таиланд гораздо ближе к Индии, чем к Китаю или Корее. Если б не отсутствие песен и плясок, фильм невозможно было бы отличить от бессмертных творений Митхуна Чакроборти. Вывод второй: тайцы страдают тяжелым хроническим миролюбием. Похоже, неизлечимым.

Кассеты предоставлены прокатной компанией "Союз-видео".

Выбор читателей