Россия может захлебнуться деньгами

Рано или поздно присвоение России инвестиционного рейтинга начнет приносить свои плоды в виде притока портфельных инвестиций. Однако российский фондовый рынок не готов к приходу средств в серьезных (по мировым меркам) масштабах




Повышение агентством Moody's рейтинга России сразу на два пункта, до уровня "Ваа3" (низшая оценка в инвестиционной группе), стало одним из наиболее значимых экономических событий прошедшей недели. Многочисленные комментарии по этому поводу были, в основном, окрашены в восторженные тона. Охотно порадуемся и мы новым инвестиционным перспективам России, обратив, однако, внимание на ряд моментов, как-то упущенных из виду на фоне всеобщего всплеска оптимизма.

Во-первых, мнение, что с присвоением России инвестиционного рейтинга в страну сразу хлынет поток иностранных инвестиций, верно лишь отчасти. Ядро мировой системы кредитных рейтингов составляют три агентства, причем доминирующую роль играет Standard and Poors (S&P), Moody's отводится второе место, а Fitch – третье. В западной финансовой практике присвоение инвестиционного рейтинга только одним агентством (да еще и "вторым номером") не является достаточным условием для принятия решения по инвестированию. В первую очередь это правило относится к наиболее могущественным инвесторам – крупным фондам, включая пенсионные. Открыть или существенно увеличить "лимиты" на Россию они смогут лишь после того, как инвестиционный рейтинг страны подтвердят другие агентства. Однако те пока явно не торопятся с переводом нашей страны в инвестиционную группу. "Повышение до инвестиционного уровня было бы преждевременным. Мы даже можем в течение длительного времени обсуждать, должен ли он находиться на уровне "ВВ" или "ВВ+", – заявил аналитик S&P Конрад Рюсс. (В настоящее время рейтинг России по версии S&P находится на уровне "ВВ+", прогноз изменения – "стабильный"). Для попадания в инвестиционную группу России, по мнению агентства, нужно преодолеть зависимость от мировых цен на энергоносители. "Мы бы хотели увидеть больший прогресс в области реформ, которые сделали бы экономику более устойчивой", – пояснил представитель S&P. До окончания выборов вряд ли стоит ожидать активизации реформ, а значит, и поддержки инициативы Moody's со стороны Standard and Poors. Поэтому "считать цыплят" России придется не раньше первой половины следующего года.

Во-вторых, инвестиционный кредитный рейтинг является определяющим фактором лишь для портфельных инвесторов. Прямых инвесторов интересует соответствие объекта инвестиций куда большему количеству требований, и прокурорские атаки на "ЮКОС" для многих из них более весомый фактор, нежели рейтинговые строчки.

Однако рано или поздно присвоение России инвестиционного рейтинга начнет приносить свои плоды в виде притока портфельных инвестиций. И здесь нас ждет еще одна неприятность: российский фондовый рынок не готов к приходу средств в серьезных (по мировым меркам) масштабах. Количество основных финансовых инструментов можно сосчитать по пальцам, а рынок "производных" от них находится в зачаточном состоянии. Рынок акций перегрет в части наиболее ликвидных бумаг и по-прежнему слабо развит в низших эшелонах. Несмотря на огромный запас по росту капитализации, основная часть российских эмитентов остается абсолютно непрозрачной и "нераскрученной" – а значит и непригодной для инвестирования зарубежными фондами.

Уже сегодня мы можем наблюдать некую модель возможной в будущем ситуации. Несмотря на достаточное количество свободных средств, приходящих в Россию с нефтяного рынка, рынок финансовый продолжает развиваться крайне однобоко. Деньги преимущественно оседают в ценных бумагах все того же нефтяного сектора, капитализация которого близка к предельной. Не в состоянии справиться с потоком "нефтяных денег" и достаточно узкий рынок государственных облигаций.

На этом фоне приход в страну дополнительных портфельных инвестиций может нанести удар финансовому рынку, который попросту не сумеет их переварить. Не меньше проблем доставит это и Центральному банку, и без того уставшему сражаться с нескончаемым потоком нефтедолларов.

Поэтому временная отсрочка, предоставленная России агентствами, решившими повременить с присвоением инвестиционного рейтинга, должна быть использована для "подготовки плацдарма" для будущих инвестиций. Это относится и к повышению привлекательности значительной части российских эмитентов, и к выводу на рынок новых финансовых инструментов. От результата данных мероприятий напрямую зависит, способна ли будет Россия справиться с возросшими объемами инвестиций, оправдав тем самым доверие финансового мира.

Выбор читателей