Наследование власти под шумок оппозиции

Для многих бакинцев толпы "оппозиционеров" ассоциируются с погромщиками времен "Народного фронта". Поэтому большинство голосовали именно за Ильхама Алиева, хотя почти все отдают себе отчет в том, что он лишь бледная копия своего отца




Победа сына и наследника теперь уже экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева, Ильхама, была такой же предопределенной, как и сопутствующие ей волнения на улицах Баку. Сценарий, согласно которому слабый и пользующейся не лучшей репутацией как у себя дома, так и за рубежом Ильхам Алиев, придя к власти, скоро ее потеряет, вчера вроде бы начал сбываться. Произошло то, что было невозможно еще несколько месяцев назад: погромы магазинов и общественных заданий, попытка захвата Дома Правительства в центре Баку, многотысячные митинги. Кадры противостояния силовиков всех мастей и людей, причисляющих себя к местной оппозиции, обошли все телеканалы. Вот полицейские жестоко избивают на бывшей площади им. Ленина (ныне площадь Свободы) какого-то мужчину – он лежит на земле, не двигаясь. А неподалеку "демократизатор" работает по спинам нескольких людей, в числе которых и женщина.

Впрочем, кое-что на телеэкранах показано не было. Например, как сторонники проигравшего Исы Гамбара громили витрины магазинов. Как они направляли захваченный где-то автобус в самую гущу полицейских, к тому времени еще не получавших приказа разгонять демонстрантов. Для бакинских старожилов эти толпы "оппозиционеров" прежде всего ассоциируются с погромщиками, во времена "Народного фронта" терроризировавшими город и устроившими резню бакинских армян. Поэтому большинство граждан страны, в том числе и большая часть интеллигенции, присягнуло именно Ильхаму Алиеву, хотя мало кто в республике не отдает себе отчета в том, что наследник престола лишь бледная копия своего отца.

Пока на Алиева-младшего работает отлаженный механизм, который годами (еще с советских времен) выстраивал его отец. В правительстве, в крупнейших корпорациях, в силовых ведомствах, в МИДе и в Центризбиркоме – везде сидят люди из алиевского клана, и все они кровно заинтересованы в сохранении нынешнего status quo. Масштабы коррупции в республике легендарны. Пресловутый достаток жителей Баку зиждется на тех средствах, которые рядовая азербайджанская семья зарабатывает на стороне, преимущественно в России. Приработки одного члена такой семьи – рыночным торговцем в Москве или гастарбайтером в Новосибирске – позволяют сводить концы с концами семье из четырех человек. Серьезные запасы нефти никак не сказываются на благополучии рядовых граждан: нефтедоллары оседают в карманах допущенных до кормушки лиц. Все это не может не производить отталкивающего впечатления на Россию и Запад. Однако сложившийся в республике status quo парадоксальным образом устраивает и их, хотя по разным причинам. Россия видит преимущество для себя именно в неопытности Ильхама Алиева, который никогда не проявлял воли к высшей власти, но волею судеб теперь ею наделен. Инстинкт выживания подсказывает ему идти на более серьезный союз с Кремлем, чем этого хотел бы его отец. У сына нет отцовского умения лавировать между сильными – школа жизни явно не та, и потому излишней самостоятельности он себе позволить не может. Москва же этому только рада – неожиданный вояж главы президентской администрации Александра Волошина в Баку и последующий теплый и явно неформальный прием, оказанный Алиеву-младшему Путиным в Сочи, показали, что новые бакинские власти определенно не будут посторонними для Москвы.

У Вашингтона своя заинтересованность в status quo, вопреки всем скрежетаниям насчет псевдодемократии и коррупции. В нефтяной бизнес Азербайджана вложены колоссальные деньги, и любое обострение ситуации, тем более гражданская война или война с соседней Арменией из-за Нагорного Карабаха (что не исключено с приходом к власти националистически настроенной оппозиции), тяжелейшим образом скажется на уже вложенных инвестициях. А это даже хуже, чем лояльный Москве преемник "железного Гейдара".

Кстати, Запад не питает иллюзий относительно смены направления движения геополитического маятника на Кавказе. "США не в силах помешать восстановлению позиций России на ее бывших окраинах", – пишет The Washington Times. Вероятное сближение Азербайджана с Россией вполне может быть схоже с тем, как складываются отношения Москвы и Тбилиси. При очевидно антироссийски настроенном Шеварднадзе Грузия серьезными темпами укрепляет экономические связи с Россией. Это тренд хорошо заметен и стал во время недавней поездки Владимира Путина с США причиной истерики в американских СМИ, пытавшихся "открыть глаза" Бушу на его друга Владимира. Впрочем, трезвомыслящие аналитики считают, что пророссийский Баку все же лучше, чем Баку фундаменталистский. В иные времена с такой ситуацией Вашингтон, быть может, и поспорил бы, но сегодня, обремененный Афганистаном, Ираком, Палестиной и всепланетной погоней за бен Ладеном, он этого себе позволить не может.

Можно не сомневаться, что у Ильхама Алиева в свете вчерашних событий на улицах и площадях Баку возникнут сложности по части признания международным сообществом легитимности его избрания. Однако катастрофы в ближайшее время не произойдет: поддержку Москвы Алиев-младший получит. Путин одним из первых поздравил своего недавнего сочинского гостя с убедительной победой на выборах – аккурат в те часы, когда бесчинствующая оппозиция пыталась доказать обратное. Теперь выпускник МГИМО, в чьей семье все до сих пор говорят на русском языке, должен проявить волю не просто к удержанию власти, но и к ее применению во благо своего народа.

Выбор читателей