Снайперский промах

Березовский осуществил взброс сразу двух версий "покушения на президента": для тупого Запада и для родных пенат. А затем предложенная для внутреннего пользования схема "заговора" приросла надстройкой: "Берегите Путина!"




В то время как добрая часть населения России в очередной раз изучала по ТВ изящные методы работы Джеймса Бонда, другие люди, состоящие на службе Ее Величества, справлялись со всамделишным заговором, чьи перипетии были покруче любой бондианы.

Если верить британской The Sunday Times, жизни президента Владимира Путина совсем недавно угрожала величайшая опасность. По версии газеты, двое российских "джентльменов" из числа бывших золотопогонников ФСБ прибыли в начале октября в Лондон, чтобы договориться с Борисом Березовским насчет физического устранения Путина. До Бориса Абрамовича они добирались через его хорошего знакомца по другому несостоявшемуся покушению (уже на самого Березовского), Александра Литвиненко. Между прочим, также отставного офицера ФСБ. Эти двое пообщались с Литвиненко, тот – с Березовским, а последний – с лондонской полицией. Предполагаемых заговорщиков задержали, но скоро отпустили. После чего, если верить Скотланд-Ярду, они отбыли в Москву. Не иначе как подыскивать спонсора мероприятия уже на родине.

Сам факт предполагаемого покушения на Владимира Путина ни прессу, ни политическую элиту в России не удивил. Во-первых, такое уже случалось. В начале 2002 г. спецслужбы Азербайджана предотвратили покушение на российского президента и даже вроде бы арестовали одного из активистов "Аль-Каэды". Поступали сообщения и о готовящихся покушениях на Путина в период его пребывания на отдыхе в Сочи. Во-вторых, что немаловажно, общественное сознание вполне адаптировано к мысли, что у крутого президента, пригвоздившего властной вертикалью бюрократическую нечисть, мздоимцев и сепаратистов, могут найтись враги, готовые пойти на всё. Это очень печальный факт, но известная логика тут присутствует. Обескураживало другое – присутствие в этих нешуточных раскладах демона в образе Березовского, без которого, похоже, в стране уже никогда ничего происходить не будет. Шухер, поднятый лондонским изгнанником и – наверняка не без его участия – отраженный в британской прессе, придал жуткой теме иронический оттенок, ибо с некоторых пор все исходящее от лондонского изгнанника воспринимается с иронической усмешкой, хотя подчас и нарочитой. Конечно, от Березовского, с его репутацией и пособника террористов, и казнокрада, и серийного убийцы, и "отца русской демократии", не убудет. Плохо другое: в век террора даже шутки о нем имеют дурной смысл.

Мало кто заметил, что деятельный политэмигрант осуществил взброс сразу двух версий произошедшего. По одной из них, речь идет о классической провокации спецслужб в отношении него, Березовского. Сводится эта версия к следующему. Российские спецслужбы хотели подставить Березовского, навязав ему "контракт" по устранению Путина. Тут все ясно – раз Борис Абрамович так вдохновенно не любит нынешнего президента, кому как не ему оплачивать снайперский выстрел. Снайпером же, согласно этой версии, должен был стать чеченец, которого бы нашел Ахмед Закаев – еще один недопреследованный Генпрокуратурой РФ лондонский сиделец. Версия эта, ввиду своей очевидной тупости, явно предназначена для падкого на простые схемы бытия Запада, который каждому отводит свою роль: ФСБ – мстительного наследника КГБ, Березовскому – оплота инакомыслия, чеченцам – отчаявшимся искать мира борцов за свободу. В России народ поискушенней, тут все должно быть тоньше и достовернее.

Для этого имеется вторая версия. Один из московских визитеров – уволенный из органов безопасности майор Андрей Понькин. 17 ноября уже далекого 1997 года Литвиненко, Понькин и ряд других офицеров ФСБ огласили на пресс-конференции данные о подготовке покушения на Березовского со стороны руководства ФСБ. Что там было на самом деле, и сегодня сказать трудно. Только всех упомянутых чекистов тогда из ФСБ погнали. То, что в 2003 году Понькин приезжает к своему прежнему коллеге Литвиненко рассказать о сокровенном – объяснимо. Непонятно другое – с какой стати озвучивать свои задумки в Лондоне Понькина отрядила часть верхушки нынешнего ФСБ. А именно об этом якобы и идет речь. Оказывается, "в недрах ФСБ растет недовольство Путиным. Там считают, что, как только президент расправится с олигархами, наступит их очередь побывать в шкуре оборотней с погонами". Лихо закручено. Предполагаемые "оборотни", которые, по логике вещей, должны были потерять свое человеческое обличье либо при Путине-главе ФСБ, либо при Путине-президенте, боятся патрона и через выгнанного ими же отставного майора обращаются к затравленному ими же опальному олигарху с просьбой подкинуть деньжат на контрольный выстрел. Такую версию западный менталитет точно бы не потянул.

Однако и это не все. Предложенная уже для внутреннего пользования схема "заговора" приросла надстройкой, которую Березовский озвучил напрямую не далее как в прошедшее воскресенье, в эфире передачи "Момент истины". "Я сейчас пишу статью "Берегите Владимира Путина". Ведь Путину угрожает реальная опасность физического устранения. Он отстроил такую систему, которая заведомо предполагает высокую вероятность подобного развития событий", – предрекает Березовский.

Вот он, сухой остаток всей этой многоуровневой свистопляски. Есть Путин, и есть часть его окружения, которое еще хуже, чем Путин. Стремясь, по определению Березовского, "канонизировать систему", оно может пойти даже на устранение лидера. Отсюда и призыв (непонятно, правда, к кому) – "Берегите Путина".

Можно, конечно, сказать, что Березовский заигрался и вся история с покушением – еще одно звено в единой пиар-кампании по напоминанию о себе. Вероятнее всего, так оно и есть. Однако возможно и другое. Возможно, с Березовским все же начали торговаться, или он почувствовал, что вот-вот начнут. Предмет торга известен – финансовая и прочая поддержка опальным олигархом КПРФ. Да и вообще Борис Абрамович доказал, что он беспокойный товарищ, даже если находится вдалеке от дома. Так что игра в "покушение" могла стать прелюдией большой партии, которую разыграют сразу в двух столицах. В каких – называть надо?

Выбор читателей