Западные СМИ: в Москве запахло сталинизмом

Арест Ходорковского и акций "ЮКОСа" комментируют западные политики, бизнесмены и СМИ. Интернет-опрос показал: Ходорковского отдадут "на заклание" во имя интересов в сфере внешней политики




Арест Михаила Ходорковского, последовавшие за ним отставка Александра Волошина и арест части акций "ЮКОСа" арест части акций "ЮКОСа" вызвали бурную реакцию во всех западных средствах массовой информации. При этом комментарии СМИ оказываются на порядок жестче, чем высказывания политических лидеров Запада на этот счет.

Чтобы, как говорится, почувствовать разницу, приведу для начала слова официального представителя Госдепартамента США Ричарда Баучера. Отказавшись комментировать сам арест акций "ЮКОСа", он сказал: "Нас беспокоит главенство закона, сохранение основополагающих свобод в России и базовая (!) честность российской правовой системы. Что касается того, каким может быть экономический или политический эффект от этого, то я думаю, что будет лучше оставить это для объяснения самим русским". Что подразумевается под расплывчатым понятием "базовая честность", Баучер, к сожалению, не уточнил.

Более определенно высказался чрезвычайный полномочный посол Великобритании в РФ Родерик Лайн. По его словам, прецедент с "ЮКОСом" может наложить тень на любые формы партнерства между российскими и иностранными компаниями, и в частности на прямые инвестиции в экономику РФ. Посол отметил, что последние события подтверждают правоту президента России Владимира Путина, который летом 2003г., комментируя быстрые темпы роста отечественной экономики, отмечал недостаточную крепость основ российского рынка.

Однако вернемся к комментариям СМИ. Арест акций "ЮКОСа" расценивается многими наблюдателями как апогей кампании против российского нефтяного гиганта. По мнению обозревателя французской газеты Figaro, случившееся обусловлено стремлением Ходорковского вести активную политическую жизнь и, прежде всего, поддержкой оппозиционных партий и движений в преддверии парламентских выборов.

Многими аналитиками, пишет газета, происходящее с "ЮКОСом" рассматривается как серьезный политический переворот. Однако, заключает издание, экономические последствия для фондового рынка России и экономических перспектив могут быть более значительными, чем политические изменения.

Еще более жестко подходит к проблеме британская Times. По ее мнению, арест генпрокуратурой в четверг части акционерного капитала компании является не просто замораживанием ценных бумаг компании, находящейся под следствием, - это может означать замаскированную национализацию.

Дело "ЮКОСа", как пишет Times, превратилось в нечто куда большее, чем расследование деятельности влиятельного олигарха, оно приняло форму кампании мести одной кремлевской группировки другой. В московском воздухе явственно запахло сталинизмом, считает газета.

Складывается впечатление, заключает Times, что Генпрокуратурой движут в данном случае два мотива - зависть и амбиции. Первое можно с легкостью превратить в политический капитал, поскольку большинство российских избирателей ненавидят олигархов, а старшее поколение не приемлет капитализма вообще. Ясно, что любые действия Кремля против сверхбогачей приведут к росту поддержки пропрезидентской партии "Единая Россия" на декабрьских выборах в Думу.

Амбиции также понятны: многие бывшие сотрудники КГБ в окружении президента Путина не скрывают своего раздражения влиянием политиков, пришедших к власти при Ельцине, в том числе премьер-министра Михаила Касьянова. А когда эти политики опираются на большие деньги, символом которых стал Ходорковский, гнев Кремля обратился реальными действиями.

А вот обозреватель Guardian Мартин Вуллакотт высказал предположение, что инициаторами гонений на "ЮКОС" движут прежде всего деловые интересы. Ходорковский вступил в конфликт с деловыми интересами людей из ближайшего окружения Путина, согласившись продать крупный пакет акций "ЮКОСа" корпорациям ExxonMobil и ShevronTexaco.

В российской прессе, отмечает Вуллакотт, не раз появлялись сообщения о том, что так называемые "силовики" в кремлевском руководстве, в том числе представители армейской верхушки, имеют свои собственные связи с американскими нефтяными корпорациями. Если это так, то в падении курса акций "ЮКОСа" могут быть заинтересованы весьма влиятельные круги в российском правительстве.

Интернет-издание Deutsche Welle в ходе проведенного экспесс-опроса попыталось выяснить у своих читателей, "будет ли Запад пытаться защитить Ходорковского от преследований со стороны Кремля?" Прогноз оказался неутешительным: лишь 28% полагают, что лидеры западной демократии защитят российского предпринимателя от преследований со стороны Кремля, 9% - затрудняются ответить, а вот 63% убеждены, что Ходорковского отдадут "на заклание" во имя иных государственных интересов в сфере внешней политики и собственно отношений с Россией.

В связи с арестом акций "ЮКОСа" появились комментарии и некоторых представителей западных деловых кругов. Так, Пол Люке из Convivo Asset Management заявил, что "это плохие новости. В целом поставлено под вопрос корпоративное управление в России. Крупные инвестиционные фонды начинают выводить из страны деньги". В том же духе высказался и Стивен Дашевски из Aton. Он считает, что "это ужасно, реализуется самый худший сценарий. Наивно было полагать, что все кончится лишь арестом Ходорковского". "Вопрос стоит так: скорее продавать, подумаем потом", - заявил Дашевски.

В завершение обзора приведем мнение, высказанное газетой New York Times. Дело "ЮКОСа" рассматривается изданием как крупное сражение между двумя экономическими культурами, которые российские аналитики именуют культурой "великодержавной государственности" и культурой "либеральной олигархии".

Российские региональные СМИ, между тем, хранят молчание. В Петербурге всего одна городская газета (не считая выходящей на английском St. Petersburg Times) отреагировала на арест акций "ЮКОСа". "Деловой Петербург" приводит резко негативные высказывания питерских финансистов, считающих, что действия Генпрокуратуры "отправили в нокаут" рынок всей страны.

Арест акций означает смену владельцев "ЮКОСа", по крайней мере, до снятия ареста (если это состоится), говорят эксперты, отмечая, что теперь крупнейшими акционерами компании стали структуры, подконтрольные Роману Абрамовичу. По разным источникам - у него от 30% до 35% акций "ЮКОС Сибнефть". Вполне очевидно, что такой передел повлечет за собой массовый выход из российских бумаг инвесторов, а падение индекса РТС продолжится. Газета St. Petersburg Times приводит слова американца (главы отдела ценных бумаг одного из банков группы "МЕНАТЕП"), считающего, что "арест ценных бумаг не станет концом "ЮКОСа", но это, безусловно, начало международного финансового сражения".

Выбор читателей