Русский мюзикл: спешите видеть, как бьют ногами!

Постановщикам "12 стульев" наплевать на толстенького товарища Бендера, импозантного Кису, безумную мадам Грицацуеву, бритого отца Федора... В мюзикле этом, дорогие будущие зрители, как оказалось, главное все, что вокруг него




В принципе, я ожидал худшего. Нет. Я ожидал полного и безоговорочного провала. Этого не случилось, как не случилось и открытия. Можно сказать – к сожалению, ведь казалось бы, "за" тут изначально было куда больше, чем "против"...

Но – по прядку. Поставили "12 стульев" продюсер Александр Цекало, бывший муж певицы Лолиты, и кинорежиссер Тигран Кеосаян, автор фильма "Ландыш серебристый" и еще пары каких-то таких же хороших. В краснеющий день календаря, то бишь 6 ноября, во время "пресс-показа" (так называлось сие мероприятие для пишущей братии, причем был аншлаг) оба этих замечательных во всех отношениях господина, волнуясь, сели в проходе большого зала МДМ прямо на пол, посреди телекамер. Да, чтоб не забыть – музыку написал Игорь Зубков, профессиональный композитор, прославивший свое имя песнями для Татьяны Овсиенко и Кристины Орбакайте. Остальных авторов, не говоря об исполнителях, вы не знаете. Система ангажирования звезд, как в случае с некоторыми другими шедшими по Москве мюзиклами, в данном случае сознательно не задействована.

Развлечь публику "по полной", на все три миллиона "зеленых", что были потрачены на постановку, устроители вознамерились еще на подходах к зрительному залу. В киоске продавались "гаджеты" по мотивам великого произведения – от фуражки, шарфа и почему-то часов с монограммой великого комбинатора до одноименной водки, бутылку которой перед представлением на импровизированном аукционе кто-то купил за 200 долларов.

Заметим, провал большинства американских мюзиклов на столичной сцене не испугал авторов нашей премьеры. Чтобы сделать публике "красиво", было решено перелопатить самое, не побоюсь этого слова, любимое произведение интеллигентного советского народа (из официально разрешенных, конечно). Бессмертный роман превратился в набор сцен "по мотивам". И забудьте гадкое словечко "постмодернизм". Это, собственно, не что иное, как оперетта на тему "12 стульев".

На сцене построили башню Татлина, всяко-разно крутящуюся – на чем, на мой взгляд, главная фишка этого спектакля исчерпывается. Хотя, вру – есть еще одна: главные герои, Остап и Киса, тут не главные.

Почему именно эти персонажи (особенно унылый безголосый сын турецкоподданного) вот именно так пошло выглядят, вот это вот дурацкое поют (главный хит называется "Бендер в тебе и во мне")? Почему у отца Федора чуть не главная партия? Что за тень мадам Петуховой в пёрьях летает на качелях?.. Первые минут 20 публика сидит прибитая и, прямо сказать, ошпаренная количеством штампов и полнейшей блеклостью музыкального оформления, несмотря на звук "живого" оркестра, льющегося через колонки (sic!). Но к концу первого отделения, после зажигательной сцены с танцующими и палящими во все стороны гэпеушниками в садо-мазохистских кожаных нарядах, действие несколько оживляется.

Становится понятно, что авторам, в общем, наплевать на все эти дурацкие 12 стульев, толстенького товарища Бендера, импозантного, напротив того, Кису, безумную мадам Грицацуеву, выглядящую как типичная опереточная гризетка, бритого отца Федора, похожего на Борю Моисеева, и так далее до бесконечности... Как говаривал в одной репризе Андрей Миронов: "У меня слова не главное, у меня танец главное". Так вот, дорогие будущие зрители: в мюзикле этом, как оказалось, главное все, что вокруг него. Если тут есть актерские, режиссерские и художественные находки, то с произведением Ильфа и Петрова они никоим образом не связаны. Мебели, порезанной в лоскуты, может быть вагон, дело не в стульях. Главное – башня раздвигается по сцене во всех направлениях, картинка к концу оживляется, все пляшут, дети смеются, а уж всякие там переживания героев, выход за пределы плоской юморески (не говоря о каком бы то ни было осмыслении гениального произведения) – не предусмотрены изначально.

Нам все время объясняют – дескать, мюзикл дело тонкое, иностранное, на нашу почву прививается с большим трудом, но пора, пора уже приучить публику к нему, как к Макдональдсу. "Бабки" ведь пекутся тут и там с одинаковым соотношением цена/качество. Правда, боюсь, что в нашем случае это относится лишь к производству спектакля, а никак не кассовой политике. Потому как если кому придет в голову купить билеты не за 300 рублей (нижняя граница в будний день, последние ряды), а за 1500 (верхняя в выходной, первые), данный проект сможет окупиться. В противном случае "12 стульев" неминуемо постигнет злая судьба собратьев по цеху, поскольку шоу хоть и завлекательное, но, что называется, не настолько. И рекламировать его в стиле "русский мюзикл, спешите видеть!" я бы остерегся.

Как ни крути, а мюзикл требует хотя бы пары хитов, которые можно запомнить. Хотя бы пары героев, которых можно полюбить. Хоть одну яркую женскую роль, причем хорошо бы – не высосанную из пальца. И если в романе все внимание приковано к образу Остапа, переносить акценты на массовку попросту непрофессионально.

Никакими особенностями жанра это не продиктовано, а лишь демонстрирует у создателей отсутствие таланта. Единственное, что научились делать все эти артисты, – лихо плясать и бить ногами в такт. Но чтобы заставить нас на это умение любоваться, вовсе не обязательно тратить столько усилий. Организуйте вечера степа, и все дела.

Уверен, что Бендер так бы и поступил.

Выбор читателей