Тройной удар, или Лаборатория любви

Последнюю юбилейную неделю в театре им. Маяковского торжественно провозгласили премьерной: 5 премьер подряд – просто рай для театралов

В воскресенье в театре им. Маяковского завершился юбилейный 80-й сезон. Последнюю юбилейную неделю торжественно провозгласили премьерной: 5 премьер подряд – просто рай для поклонников театра. Мы расскажем вам о трех премьерных спектаклях.

Заход первый. Пьесу "Иллюзион" драматурга Андрея Курейчика поставил на Малой сцене театра режиссер Сополев. "Иллюзион" – чистой воды ностальгия по шестидесятым. Компания молодых людей, мечтая о подвигах и славе, скупает реквизит у разорившегося цирка. И, сколотив цирковую труппу, начинает втайне ото всех репетировать, чтобы потом поразить маленький городок своим цирковым искусством. Главным номером программы должно стать протыкание шпагами ящика с живой девушкой. Но этому номеру, как и всему цирковому представлению, не суждено случиться дважды.

Незатейливая пьеска, вызывающая мысль: "Где-то мы это уже видели". Действие почему-то перенесено в маленький городок неподалеку от Бристоля – наверное, чтобы актуальнее звучали песни битлов и разговоры главного героя Сандерса Финчера с величайшим иллюзионистом всех времен и народов Хемфри Богартом. Богарт (конечно же, воображаемый) учит Сандерса жизни и цирковому искусству. Главное, говорит он, не иллюзия, а жизнь. И рвет важные бумажки превращая их – вот это да! – в русские рубли. И зрителю остается только гадать откуда у великого иллюзиониста Хемфри Богарта взялись в середине ХХ века русские рубли.

Заход второй. Филиал на Сретенке. Спектакль "День рождения Синей Бороды". Написал и поставил Андрей Максимов, подзаглавив: "трагикомическая фантазия в двух частях". Синяя Борода (С.Рубеко) жив и по сию пору. И жены его не погибли – просто остались в замке барона на добровольных началах. Там их кормили, поили и любили, потому что на самом деле Синяя Борода – величайший в мире бабник, рядом с которым Дон Жуан просто жалкий импотент. А его загадочная комната, куда нельзя входить под страхом смерти, на самом деле лаборатория любви, где барон ставит опыты и готовит открытия... И вот в день рождения барона-любовника в его замок направляют тайного агента – переодетую мужчиной женщину, которая должна будет проникнуть в тайну Синей Бороды.

Почему к комичности этого фарса добавлена приставка "траги"? Может потому, что от количества несчастных женщин на сцене начинает рябить в глазах после первых пяти минут спектакля. И сама агент Пол довольно скоро обнаруживает в себе несчастную женщину – открытие, которое, естественно, мешает выполнять ей задание. Агента, кстати, играет прекрасная Илзе Лиепа, которая обречена большую часть спектакля ходить в мужском костюме и при усах. И лишь под конец обнаруживается, что усы ее такие же накладные, как и борода Синей Бороды. Чары замка разрушаются, агент и барон находят любовь!

В этом спектакле увлекает всепоглощающая бредовость происходящего. Есть даже мораль: хочешь приручить мужчину – сними с него бороду. Женщины скачут, барон, утомленный жизнью и бабами, читает монолог Лира, периодически сбиваясь на "Бориса Годунова" Пушкина. Он, кстати, ничего, этот барон – бодренький, одевается модненько и после стольких веков общения с женщинами еще способен влюбляться по-настоящему. Он охотно делится результатами своих экспериментов – но не слушайте его. Его любовные изыскания устарели минимум на пару веков. Да и борода ненастоящая.

Заход третий. Основная сцена. Нил Саймон, "Глава вторая". Постановка Юрия Иоффе. Неплохой и очень стильный спектакль. Про любовь – а кто-нибудь ожидал иного? Писатель Шнайдер (Э.Виторган) не может забыть свою покойную жену Барбару, с которой прожил семнадцать лет; больше никто в жизни ему не нужен. Но стараниями сводников, в особенности своего брата Лео, он встречает Дженнифер Маллон – актрису, которая тоже в "отходняке" после тяжелого романа, и они каким-то образом влюбляются друг в друга. Классическая комедия, какие любили на советской сцене годах так в 80-х.

Театр им. Маяковского – хороший театр, веселый. Юбилейные премьеры доказали в очередной раз, что отдыхать и веселиться здесь получается замечательно. Народные спектакли, народные артисты, народные спекуляции худрука Арцибашева на русские народные темы, любови, моркови и русские души – куда же мы без этого. Остается только поздравить актеров с юбилеем и пожелать им веселить народ дальше. Мы же продолжим походы в здание на Никитской.

Выбор читателей