Новости партнеров

(Задне)проходная история кремлевского диггера




Елена Трегубова. Записки кремлевского диггера. М.: Ad Marginem, 2003

Вряд ли г-жа Трегубова осознает, что за книгу она написала. Она-то небось думает, что со всего журналистского размаху вдарила по кремлевским обитателям, по всем сплошь, по ее выражению, - "мутантам". А вот один из этих "мутантов", которого она обильно цитирует в книге, в личной беседе со мной сказал так: "Ничего страшного, просто Трегубова посмотрела на Кремль через ж…у".

Другой трегубовский "мутант" - Михаил Маргелов - в скандально невышедшем сюжете о трегубовской книге в программе "Намедни" тоже высказался предельно точно: "Главный герой книги ясен - это журналистка Елена Трегубова, которая в книге красавица, умница, тонко чувствует гармонию, великолепно разбирается в искусстве, интеллигентна. Все остальное - фон. Фон - политики, фон - Кремль, фон - кремлевские хитросплетения, фон - реальности современной эпохи".

Собственно, этими двумя цитатами можно было и изящно ограничить рецензию на "Записки диггера", если бы не совершенно неприличный вокруг книги шум, поднятый журналистами и политиками.

Мне особенно любопытно писать про эту книгу, поскольку я лично знаю некоторых ее героев, и в течение десяти лет несколько раз встречал ее автора, хотя лично с ним никогда не общался, а просто наблюдал. Лет десять назад, когда г-жа Трегубова появлялась еще в первом составе "Независимой газеты", - это была худенькая симпатичная девочка, но с весьма странным взглядом. Этакая юная богема. Потом она исчезла с моего горизонта, а лет через пять-семь я встречал уже крупную женщину и одетую несколько безвкусно. Богема, но не юная.

Между тем г-жа Трегубова безо всякого стеснения пишет о собственных красоте, уме, вкусе, о тонком чувстве гармонии. Увы, в реальности дело обстоит не совсем так, а то упорство, с которым она настаивает на обладании этими качествами, говорит как раз о ее больших подсознательных сомнениях на сей счет. Зато из книги можно извлечь два несомненных факта. Первый: г-жа Трегубова – хороший, наблюдательный репортер, способный иной раз раздобыть и, что называется, эксклюзивную информацию. Второе: в книге видны многие симптомы так называемого "анального комплекса", описанного Зигмундом Фрейдом и основательно изученного его последователями.

Опустив деликатно тему красоты г-жи Трегубовой, коротко разберем другие ее качества по Маргелову.

Ум. Г-жа Трегубова искренне считает себя не простым кремлевским репортером, а именно – аналитиком, о чем с гордостью и заявляет. Однако это не так. Та толика "политического анализа", которую можно было извлечь из ее газетных материалов, принадлежала-то как раз ее кремлевским и околокремлевским информаторам. Тогда как сама она бойко описывала именно события, в которых участвовала, удачно подмечая порой те или иные забавные черты у героев своих репортажей. Что же до "аналитики", то она настолько смехотворна и наивна, что порой за ее автора становится стыдно.

Важно и то, что г-жа Трегубова как будто ровным счетом ничего не знает (или делает вид, что вряд ли) о том, зачем иные люди идут в политику и какие люди туда идут. Словно бы вся история человечества прошла мимо. А если бы знала, то ни за что не допустила бы такого сомнительного и до крайности наивного пафоса. Ибо при чтении книги создается впечатление, будто г-жа Трегубова свято верит в то, что политики только тем и занимаются, что думают о благе народа.

Интересная деталь – герои книги г-жи Трегубовой получились действительно узнаваемыми, но узнаваемыми не до конца. Поскольку сказать всей правды о некоторых из них, и о себе самой в этой связи, она, похоже, так и не решилась. А между тем ее герои тоже рассказывали мне некоторые вполне скандальные подробности из жизни журналистки. Но не для печати, разумеется. Подобная избирательность, впрочем, скорее говорит в пользу ума г-жи Трегубовой.

Вкус. Он же – чувство гармонии. Обладай г-жа Трегубова хорошим вкусом (и тут генеральный директор НТВ Николай Сенкевич прав: книга действительно пошловатая), она бы не стала смешивать точные по содержанию наблюдения над своими героями с памфлетными и грубыми по форме оценками этих героев. И уж тем более выдавать эти оценки за некую аналитику. Более того, знай г-жа Трегубова хотя бы поверхностно труды доктора Фрейда, она бы тем более постеснялась говорить грубости. А постаралась бы как можно глубже скрыть свои комплексы хотя бы для того, чтобы читатель получал эстетическое и интеллектуальное удовольствие от труда их разгадывания. Именно сложность этого процесса и отличает хорошие книги от плохих.

Интеллигентность. Г-жа Трегубова без малейшего сомнения пишет про своих героев вещи, которые они вряд ли хотели бы видеть напечатанными. Существует негласный этический закон для журналистов любого, в том числе и кремлевского пула - не писать о том, о чем просят не писать. А принимать информацию к сведению для того, чтобы лучше разбираться в происходящем. Г-жа Трегубова этот закон, по всей видимости, нарушила. И не единожды.

Между тем такого рода законы нарушают в двух случаях. Либо становясь Наполеоном, то есть делая что-то необщепринятое с целью завоевать власть. Либо по глупости или из чувства мести. Ни о каких наполеоновских замашках г-жи Трегубовой я покуда не слышал…

Получилось же безудержное самовосхваление г-жи Трегубовой на фоне "кремлевской клоаки", в которой "несчастная" журналистка вынуждена работать не покладая рук, не жалея живота и ругая эту клоаку на чем свет. Но ведь ровным счетом ничто не мешало г-же Трегубовой из клоаки уйти. Никто бы из мутантов потери бы не заметил. Зато именно тогда, когда в клоаку ее пускать перестали, она и засела за книгу.

Чтобы погрузиться в родной смрад еще один, самый последний разочек. Наш привет господину Фрейду!

Николай Сенкевич из НТВ поступил откровенно глупо, запретив к показу сюжет о Трегубовой в "Намедни". Сам ли он проявил инициативу или сверху кто позвонил, но наступили запретчики на все те же грабли. Теперь уже стараниями западных телеканалов и радиостанций, а также независимых российских СМИ скандал вокруг книги раздут неприличный. Впрочем, понятно: многим героям книги очень не понравилась та часть правды о себе, которую позволила себе журналистка. Г-жу Трегубову захотели наказать. И напрасно. Во-первых, она уже наказала саму себя, издав эту книгу. И примерно наказала. Во-вторых, обиженные чиновники, в свою очередь, наказали самих себя: была просто проходная история и проходная ругань, зато теперь наверняка издательство сделает допечатку тиража, и сомнительная слава про кремлевских мутантов и его описателей разойдется еще шире по просторам родины.

Недаром же мудрый издатель Саша Иванов выпустил книгу г-жи Трегубовой в рубрике "Трэш", то есть мусор, то есть помойка, то есть клоака, то есть…

От редакции:

Несмотря на достаточно резкий тон данной статьи, мы сочли возможным опубликовать ее, так как, по мнению редакции, общий настрой материала вполне соответствует духу книги "кремлевского диггера".

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2003/11/21/252096.shtml
Смотрите также: Текст, испугавший гендиректора НТВ | На НТВ ввели политическую цензуру
X

Благодарим Вас за подписку!

Пожалуйста, проверьте свой электронный почтовый ящик для подтверждения подписки.

Не пришло письмо?

Выполните следующие действия для решения проблемы:

1. Убедитесь в правильности введённого адреса электронной почты.

2. Проверьте папку "Спам".

3. Подождите несколько минут и снова проверьте почту.

Также в разделе

Мизгиреву отказала Канада

Российского режиссера не пускают на премьеру собственного фильма на МКФ в Торонто из-за неясности "цели визита"

Кинофестиваль "Будем жить!" расширяет формат

С 27 августа по 2 сентября москвичи и гости столицы смогут посмотреть самые громкие кинопремьеры лета

Братья Самойловы не поделили песни "Агаты Кристи"

Глеб Самойлов обвинил своего брата Вадима в незаконном использовании репертуара распавшейся "Агаты Кристи"

Роулинг не "завяжет" с Гарри Поттером

Серия электронных книг о мире волшебника выйдет в сентябре и станет доступна сразу на нескольких языках
В других разделах
Новости партнеров