Чертова дюжина московской рекламы

В столице прошел Московский международный фестиваль рекламы. Самые значимые события прошедшего мероприятия касались прежде всего рекламного бизнеса в целом, а не только его творческой составляющей


Игорь Янковский



В столице прошел XIII Московский международный фестиваль рекламы. Несмотря на "чертову дюжину", прошел он мирно, без эксцессов и потрясений. Традиционно ММФР представляет собой своеобразный гибрид собственно фестиваля (с конкурсными номинациями, компетентным жюри и счастливыми победителями) и делового форума со всевозможными конференциями, семинарами и круглыми столами. В этот раз более заметной оказалась вторая половина. По крайней мере, самые значимые события прошедшего мероприятия касались прежде всего рекламного бизнеса в целом, а не только его творческой составляющей.

Начнем с того, что в рамках ММФР прошла закрытая конференция Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), на которой было принято решение переименовать данную организацию в Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР). Необходимость подобного преобразования назрела уже довольно давно, поскольку за 10 лет, прошедших с момента образования РАРА, отечественный рекламный рынок существенно расширился. Благодаря переименованию в ассоциацию теперь в качестве равноправных ее членов могут вступать не только рекламисты, но, например, PR-агентства, компании, проводящие маркетинговые или медиаисследования и т.д. Впрочем, оба названия будут существовать равноправно, во всяком случае до тех пор, пока общественность и сами члены РАРА не привыкнут к новому имени. Президентом ассоциации остался Владимир Евстафьев.




Еще одно важное событие фестиваля – форум "Реклама без границ", организованный Советом Ассоциаций медийной индустрии (САМИ), во время которого был подписан меморандум о создании Международной рекламной комиссии САМИ. По словам генерального секретаря ассоциации Елены Зелинской, этот документ является новой ступенью сотрудничества России со странами СНГ. Он призван оказывать "содействие и помощь национальным государственным органам, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках государств – участников СНГ", а также "участникам рекламного рынка в выработке профессиональных и этических норм". Кроме того, на форуме горячо дискутировались проблемы взаимоотношения рекламного бизнеса и государственной власти, в частности, вопрос об отсутствии четкого законодательства в области рекламы, обсуждалась необходимость саморегулирования и другие животрепещущие вопросы.

На XIII ММФР оказалось достаточно много нововведений. Впервые в истории фестиваля проводился "День радио" – практически весь заключительный день был посвящен только этому виду СМИ. Из печатной рекламы в отдельную номинацию была выделена "Наружная реклама". А категория "Телевизионная реклама" расширилась за счет добавления кинорекламы, то есть, роликов, которые транслируются перед сеансами в кинотеатрах. Это позволило принимать на конкурс работы, рекламирующие крепкие алкогольные напитки и запрещенные к показу на ТВ.

"Церемония закрытия будет показателем того, как прошел фестиваль", - сказала на последней пресс-конференции генеральный директор ММФР Елена Нарышкина. И, если прислушаться к этим словам, можно сделать вывод, что фестиваль прошел весело и непринужденно. Самое заметное оживление вызвало, разумеется, награждение победителей в номинации "Телевизионная и кинореклама". Гран-при достался ролику "Друзья" (ноутбук Iru, "Инстинкт BBDO", Москва). Он же занял первое место в категории "Реклама бытовой и оргтехники". Агентству "Инстинкт BBDO" достался также приз в категории "Товары для офиса и дома" за рекламу сезонных распродаж мебельной фирмы IKEA. В числе других победителей - серия роликов "Арктика" (кофе Nesсafe), ролик "Белая линия" ("Шевроле-Нива", агентство Leo Burnet), две работы из Украины и оригинальная реклама фирмы ритуальных услуг из Екатеринбурга. В категории СМИ оказалось целых 2 победителя – анонс футбольного матча между Россией и Грузией на "Первом канале" и реклама газеты Financial Times (Temp Advertising, Бухарест, Румыния). Кроме того, поскольку 2003 г. – год выборов, - впервые в истории фестиваля была выбрана лучшая политическая реклама. Таковой признали рекламу партии "Единая Россия".

На фестивале также были подведены итоги народного конкурса "Рекламное лицо года" и конкурса "Молодые креаторы", проводимого РАРА. Большинство телезрителей отдали свои голоса Андрею Савостьянову и Андрею Казакову - полярникам из роликов Nescafe (лучший мужской образ) и маленькой героине роликов сока "Моя семья" ("А ты налей и отойди", "И я не смогла…"), которую сыграла Диана Шпак (лучший женский образ). А конкурс РАРА и поездку на фестиваль "Каннские львы - 2004" выиграла Ирина Баженова из журнала "Креатив".

К сожалению, для "планеты всей" и даже для отдельно взятой Европы ММФР, как и сама российская реклама, пока не представляет интереса. Этот печальный факт признавали большинство участников и гостей фестиваля. Однако для отечественного рекламного рынка за 13 лет своего существования фестиваль сумел стать самым значимым событием, которого ждут, и награды которого имеют реальный вес по крайней мере в России. А судя по тому, что вопрос положения московского рекламного фестиваля среди европейских коллег в процессе его работы поднимался неоднократно, напрашивается вывод, что организаторы ММФР уже озаботились проблемой повышения престижа своего детища на международной арене. Остается надеяться, что рано или поздно им удастся ее решить.

Выбор читателей