В Москве – Неделя израильского кино

Знакомство российского зрителя с лучшими новинками израильского кинематографа стало доброй традицией в Москве, ведь нынешняя Неделя кино Израиля – уже третья по счету




Знакомство российского зрителя с лучшими новинками израильского кинематографа стало доброй традицией в Москве, ведь нынешняя Неделя кино Израиля – уже третья по счету. Подобно предыдущим, нынешнее мероприятие вызвало неизменный интерес зрителя, так что в день открытия фестиваля – 1 декабря 2003 г. – киноцентр "Мир Кинотавра" на Цветном бульваре был переполнен.

В программе заявлено 8 фильмов, один из них – документальный (о гастролях театра "Гешер" в России), и каждый так или иначе затрагивает актуальные проблемы жизни Израиля. Ведь то, что мы знаем об этой стране – в основном газетные сводки о происшествиях в зоне палестино-израильского конфликта. Да, это – незаживающая в течение многих десятилетий рана, тут не поспоришь, но вот сама жизнь людей в этой стране представляет огромный интерес.

Конечно, в Израиле есть писатели (и их немало), повествующие о жизни выходцев из Советского Союза, а впоследствии из России. Среди таких авторов – Дина Рубина, Эфраим Севела, Феликс Кандель и другие, однако по-прежнему чувствуется недостаток материалов именно кинематографического плана.

На церемонии открытия, которую вел бессменный руководитель киноцентра Марк Рудинштейн, присутствовал высокий гость – Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Российской Федерации Аркади Мил-Ман. В своей краткой речи, предваряющей программу Недели, он, в частности, сказал, что кинематограф современного Израиля не есть что-то чуждое российскому кино – не секрет, что в этой стране немало выходцев из России, нашедших себя именно в данной культурной нише. Так что кинематограф молодого государства, пока что растущий организм, ждет своего Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского.

Затем на сцену вышли официальные гости, в числе которых – режиссеры Лина и Слава Чаплин, продюсеры Евгений Афинеевский и Арит Озулай, а также вызвавший шквал аплодисментов актер Ицхак Бергман, исполнитель главной роли в фильме "Было или не было". Эта картина – явный фаворит фестиваля, обладатель приза Израильской киноакадемии за лучший телевизионный фильм 2003 года - будет показана в ближайшие дни.

Организаторы Недели израильского кино: Посольство Государства Израиль в РФ, Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов России, Фонд израильского кино и группа компаний "Кинотавр".

1 декабря открыл программу фестиваля фильм "Сломанные крылья".

Сломанные крылья (Израиль, Norma Productions, 2001, 87 мин.) Режиссер: Нир Бергман, в ролях: Орли Зильбершац-Банай, Майя Марон, Нитай Гвирц и др.

Режиссер Нир Бергман (р. 1969) – личность в Израиле известная. После года учебы в Университете Тель-Авива поступил в киношколу "Сэм Шпигель" в Иерусалиме. Уже его выпускной фильм получил 10 международных наград. Наряду со "Сломанными крыльями" занимался документальным кино, а также стал соавтором сценария к фильму "Поймать небеса".

Картину "Сломанные крылья" можно назвать одной из лучших в Израиле за последние годы – это своеобразное знаковое явление набирающего силу израильского киноискусства. Количество международных наград впечатляет: Пальмовая ветвь (США, 2003), Гран-при на Международном фестивале в Токио (2002), а также 9 номинаций на Международном кинофестивале в Иерусалиме (2002), включая "лучший режиссер", "лучший фильм" и "лучший сценарий".

В фокусе – семья. Все показано предельно просто и, казалось бы, бесхитростно. Национальный колорит сведен почти к минимуму: эта история могла бы произойти и в России, и в США или Европе, и в Африке, и в Китае. Универсальный язык кино в руках израильского мастера режиссуры оказывается в силах смоделировать архетипическую ситуацию.

В семье – мать Дафна и четверо детей, два мальчика и две девочки. Отец некоторое время назад погиб в результате несчастного случая, столь же нелепого, сколько случайного. Мало-помалу неполная, но многочисленная семья пытается оправиться после тяжелой утраты и преодолеть это испытание. Что дается с большим и почти непосильным трудом.




Главная героиня – 17-летняя девушка по имени Майя Ульман. Ее история проста: желание самовыражения движет ею, у нее неплохой голос, а этого уже достаточно, чтобы стать певицей. К тому же она сама пишет стихи для своих песен. Но Майя живет, прозябает в провинции, где невозможно пробиться, заявить о себе и даже заработать на этом. В самом начале картины показано, как рушится, как ей кажется, последняя из надежд: ее мать работает акушеркой в ночные смены и просит ее как самую старшую в семье присмотреть за маленькими детьми, в результате чего срывается выступление на единственном концерте, где присутствует продюсер из Тель-Авива. Когда в самом начале мы видим Майю на велосипеде, а сзади, на спине, прикреплены крылья из прозрачной пластмассы, то понимаем, что "сломанные крылья" – символ того, что героине приходится делать нелегкий выбор между реализацией ее творческих замыслов, славой (которую, кстати, никто не гарантирует), карьерой – и своими родными.

Многое в мире повторяется, повторится и эта альтернатива – я или семья – но только на этот раз все будет гораздо серьезнее. В результате опять-таки нелепого несчастного случая младший брат Майи впадает в состояние комы. И одновременно с этим к Майе приходит приглашение от того самого продюсера из Тель-Авива: оказывается, он все-таки слышал песню, заинтересовался ее талантом и хочет с ней сотрудничать. Предложение, от которого трудно отказаться, но бывают экстремальные ситуации, когда такие вещи уже не имеют значения. Сначала Майя наотрез отказывается от дальнейшего развития своей певческой карьеры, однако человеческий быт подобен зыбучему песку, и даже самые светлые порывы души могут в нем безвозвратно увязнуть.




У больничной кровати 10-летнего брата мать и дочь ссорятся в очередной раз. Дафна, затурканная бытом, постоянно испытывает желание заснуть, и Майя в сердцах ей бросает: "Все, что ты хочешь – это спать!" Дочь решает раз и навсегда покинуть семью и убежать в Тель-Авив, лишь бы не видеть и так уже надоевшие лица родных. Однако сила семейных связей оказалась мощнее тяги к сладкой жизни, таким образом, эгоистические (пусть и не в самом плохом смысле этого слова) мотивы были побеждены. В заключительных кадрах фильма мы видим, как помирившиеся мать и дочь бросают сломанную машину и идут по шоссе в направлении больницы. Ведь они узнали радостную весть: младший сын Дафны и брат Майи просто-напросто пробудился от комы! Бывает ли такое?

Как в сказке, но эта сказка заставляет проснуться и ощутить в себе силы преодолеть притяжение быта и обратить свой любящий взор на родных, которые рядом. Сломать ненужные крылья, чтобы ощутить, наконец, почву под ногами и смотреть на мир ясным незамутненным взглядом.

Выбор читателей