Воскресшая чайка

"Малышка Лили" еще раз доказывает, что ниже определенного уровня современное французское кино, к тому же снятое известными людьми и насыщенное знаменитостями (пускай седыми и довольно морщинистыми), не опускается

Малышка Лили (La petite Lili)
Франция, 2003
Режиссер: Клод Миллер
В ролях: Людивин Санье, Робинсон Стевенен, Бертран Жиродо, Николь Гарсиа, Жюли Депардье





Те великие художники, которым удавалось создать оригинальные литературные сюжеты, удостаиваются вполне заслуженной благодарности поколений. Поскольку всего этих сюжетов в мировом искусстве чуть более десятка. Одним из таких творцов на рубеже ХХ века был А.П. Чехов, создавший в своих пьесах актуальный до сих пор художественный мир, а также миф, касающийся весьма запутанных любовных отношений своих романтических современников.

Сегодня ставить традиционную "Чайку" если не рискованно, то уж больно скучно, настолько эта пьеса "замылена" бесконечными театральными постановками. Однако, как показывает опыт некоторых новейших авторов, вполне актуально немного "подправить" сюжет – и внимание искушенной публики вновь будет обеспечено. Мы помним, как наш самый востребованный на сегодня беллетрист Б.Акунин запустил целую стаю чеховских птичек в театре "Школа современной пьесы". Теперь же зрителям представилась возможность оценить труд одного из самых интересных французских режиссеров, решившего максимально осовременить историю провинциальной актрисы Нины Заречной.

На ее роль Клодом Миллером была выбрана восходящая звезда французского экрана, любимица Франсуа Озона Людивин Санье. Однако, несмотря на попытки режиссеров продвинуть эту актрису, в "Малышке Лили" это не совсем удается. Скорее всего, потому, что образ "чайки" у самого Чехова не главный. Роли же всех остальных персонажей фильма-пьесы вполне тянут на образцовые для любого, особенно стареющего, артиста.

Именно этим свойством чеховского оригинала Миллер воспользовался, пригласив бывшие секс-символы родного кинематографа (Николь Гарсия и Бертран Жиродо) на роли знаменитой актрисы и ее любовника – кинопродюсера, оттеснив, таким образом, дебютантов (впервые на экране сын известного актера и режиссера Робинсон Стевенин) на второй план. Впрочем, фильму это не повредило, поскольку речь все же идет не об аутентичной "Чайке", а о постмодернистском эксперименте, где вполне уместно переставить акценты как угодно. Что и было сделано: Миллером рассказана история о съемках фильма по мотивам пьесы Чехова, а заодно и житейской истории вокруг этих съемок, во всем, кроме финала, повторяющей сюжет театрального образца.

Получился довольно запутанный сценарий, выруливающий к удобоваримому концу лишь в последних кадрах. По законам жанра мне не следует пересказывать главную "фишку" этого кино, поэтому намекну только, что финал "Малышки Лили" является неким антиподом финала триеровского "Догвилля".

У этой картины, несомненно, есть свои сильные стороны: она еще раз доказывает, что ниже определенного уровня современное французское кино, к тому же снятое известными людьми и насыщенное знаменитостями (пускай седыми и довольно морщинистыми), не опускается. Французы самим существованием в кадре, каким-то только им присущим шармом и умением сыграть самую обыденную сцену небанально – завораживают.

С третьей минуты зритель узнает, что перед ним "классика", но до самого конца не может оторваться от экрана, хотя "экшна" в фильме – никакого, любовная сцена – одна, а все остальное – "жизнь жительствующая", причем с минимум изобразительных средств, что всячески подчеркивается режиссером. Миллер, препарируя Чехова, как бы говорит: посмотрите, обычно именно в кино нам "делают красиво", когда "снимают по мотивам". А мы покажем то же самое действо буднично, максимально приближенно к реалиям сегодняшнего дня: получится ли из этого та же самая история?

Очень скоро выясняется, что чеховских страстей современный ритм жизни не выдерживает. Ни психологически, ни в бытовом смысле. Какая такая Несчастная Любовь, доводящая до самоубийства, в век мобильных телефонов, черных лимузинов и миллионных актерских контрактов? Нина Заречная превращается в блестящую героиню теленовостей; неудавшийся юный драматург Треплев не может стать никем иным, кроме преуспевающего кинорежиссера, а бедная затюканная Маша Шамраева приобретает мужскую приставку к имени – Жан – и обретает женское счастье в виде ангелоподобного ребеночка от... не скажу кого, сами догадайтесь.

Естественно, как во всяком "правильном" постмодернистском продукте, в фильме масса цитат и аллюзий, он целиком "интертекстуален". Самым ярким эпизодом станет сцена, когда играющий чеховского Сорина очень узнаваемый актер Жан-Пьер Марьель встречается на съемочной площадке с играющим роль его персонажа в снимающемся о нем же фильме Мишелем Пикколи, этим "мсье Синема". На экране возникает слоистая множественная реальность: знаменитый актер в роли другой "звезды" и сама "звезда" в роли самой себя одновременно. Персонаж пьесы берет у другого, нереального в квадрате актера, автограф. Поверьте, это очень смешно.

В общем, два часа пролетают в раскручивании всем известного сюжета и последующем его полном запутывании в мелодраму, тем не менее вполне полноценную и даже неожиданную.

Надо сказать, что эта картина демонстрировалась в официальной конкурсной программе Канн-2003, получила весьма лестную критику, а жюри последнего МКФ в Торонто присудило Людивин Санье приз за лучшую женскую роль. Московские же зрители впервые увидели эту картину 6 декабря на спецпоказе в Центральном доме литераторов в программе фестиваля "Французское кино сегодня". Для того, чтобы в этот вечер представить свой фильм российской публике, в Москву приехали режиссер Клод Миллер и исполнитель главной мужской роли. Теперь вы сможете посмотреть фильм в российском прокате.

11 декабря "Малышка Лили" выходит в прокат в московских кинотеатрах. С 11 по 31 декабря картина будет демонстрироваться в "МДМ-кино", а с 11 по 24 декабря – в "Ролане".

Выбор читателей