Наше зерно никому не отдадим

Решение правительства ввести пошлину на вывоз зерновых подверглось резкой критике со стороны производителей и экспортеров




Хорошо известно, что по сравнению с прошлогодним рекордным урожаем зерновых достижения аграрного сектора России в 2003 г. оказались куда как скромнее. Если в 2002 г. суммарный сбор зерновых составил аж 86 млн т, то в текущем году эта цифра составила всего 70 млн тонн. Прошлогодний урожай вызвал немало проблем у тружеников села. Все помнят репортажи с бесконечными очередями машин с зерном перед элеваторами, жалобы крестьян на невозможность сдать зерно государству и грабительские цены у перекупщиков. Зерно оплачивалось с опозданием, и, судя по мнению экспертов, не всегда цена покрывала издержки производителей.

В этом году – напасть совсем другая. Воспользовавшись прошлогодним опытом, экспортеры зерновых решили подзаработать на продаже пшеницы за рубеж, невзирая на скромный урожай. По мнению правительства, подобная практика могла существенно изменить ценовую ситуацию на внутреннем рынке зерна. Призывы к осторожности с экспортом хлеба прозвучали из недр Минсельхоза еще в начале лета, когда уже стало понятно, что зерна едва-едва хватит самим. А ближе к зиме были приняты жесткие решения, практически исключающие экспорт зерна на рынки Европы, где цена на него значительно превышает российскую.

Возможным стимулом для правительства при принятии подобного решения стали события на Украине, которая собрала в текущем году зерна почти в два раза меньше, чем в прошлом и столкнулась с беспрецедентным дефицитом хлеба. Ситуация вынудила соседей обратиться сначала к России, а потом даже к США. Но и эти меры не помогли избежать значительного роста цен на хлеб, а вслед за ним и массового недовольства населения - ажиотажный спрос на муку и хлеб едва не спровоцировал политический кризис.

Стремясь не наступить на украинские грабли, наше правительство приняло 9 декабря решение ввести временную экспортную пошлину на пшеницу и рожь в размере €25 за тонну. Эта мера будет действовать до 1 мая 2004 г. и, по мнению правительственной комиссии, поможет сдержать рост внутренних цен на хлеб. Теперь экспортеры зерна приравнены к экспортерам энергоносителей, с той лишь разницей, что экспорт хлеба для России лишь два последних года стал немного оживать: если в 2001-2002 гг. страна продала за рубеж около 5 млн т зерна, в 2002-2003 гг. экспорт составил уже 16 млн тонн. На текущий год с учетом неважного урожая было запланировано продать лишь 4 млн тонн.

В то же время с критикой очередных запретительных мер выступил целый ряд экспертов. Советник президента Андрей Илларионов в привычной резкой форме высказал негативное отношение к решению правительства: "Зерновой рынок сопоставим с любым другим свободным рынком. Если бы цены на "Жигули" на мировом рынке вдруг выросли, значит, надо было бы увеличивать экспортные пошлины и сделать экспорт российских автомобилей невыгодным. Это ложная, извращенная экономическая логика", - сказал Илларионов. По мнению чиновника, рост внутренних цен на хлеб отстает от роста цен на продовольствие в целом, и поэтому есть резерв для их повышения.

В том же ключе высказалась Евгения Серова, руководитель Аналитического центра агропродовольственной экономики Института экономики переходного периода: "Нельзя одновременно дотировать сельское хозяйство и ограничивать экспорт его продукции".

В пользу правительства и новой пошлины говорит позиция стран Евросоюза, ушедших далеко вперед в экономическом либерализме и, тем не менее, установивших запретительные пошлины на экспорт зерновых. Таким образом, правительство, крайне не заинтересованное в росте внутренних цен на хлеб, способное привести к недовольству населения, скорее всего, сумеет отстоять свою позицию, а производители и экспортеры зерна вновь недополучат средства, способные оживить отечественное сельское хозяйство.

Выбор читателей