С Нового года цены поползут вниз

По мере приближения 1 января 2004 г., когда должно прекратиться взимание налога с продаж, ряд средств массовой информации выразил сомнение в искренности желания торговых сетей пойти на снижение цен




НСП – аббревиатура, со времени своего появления в 1998 г. вызывавшая раздражение всех: покупателей, продавцов, бухгалтеров и даже правительства. Являясь местным налогом и не принося никаких поступлений в федеральный бюджет, НСП всегда находился под ударом. Единственными защитниками непопулярного налога всегда были лишь губернаторы, ведь именно НСП существенно пополнял бюджеты субъектов Федерации. По сути, 5-процентный налог с продаж является тем же налогом на добавленную стоимость. В разных странах применяется либо НДС, либо НСП, и лишь на наших широтах оба налога сосуществуют вместе, доказывая нашу уникальность.

В начале 2003 г. правительство пообещало устранить подобное двойное налогообложение, тем более что НСП ложился тяжким бременем именно на рядовых розничных покупателей, минуя безналичную торговлю недвижимостью, предметами роскоши и дорогими автомобилями. Получался парадокс: пожилой пенсионер, покупая каждый день батон хлеба, исправно вносил свою лепту в наполнение бюджета, а крупная компания, приобретая очередной автомобиль представительского класса по безналу, избегала этого.

Не в восторге от НСП были и крупные торговые сети, которые не раз предлагали отменить налог, обещая взамен снизить розничные цены. За это обещание московских торговых сетей, прозвучавшее в начале года, ухватились защитники прав потребителей. Клятвенные заверения бизнесменов взялась проконтролировать Конфедерация обществ потребителей, предложив торговым сетям еще летом опубликовать сравнительные прайс-листы с ценами на товары до и после отмены НСП. Помня о майском заявлении ряда крупнейших столичных торговых компаний, вице-премьер А.Кудрин решил поторопить бизнесменов с решением вопроса о снижении цен.

Тем не менее, по мере приближения часа "Х", а именно 1 января 2004 г., когда и должно прекратиться взимание налога, ряд средств массовой информации выразил сомнение в искренности желания торговых сетей пойти навстречу потребителям. Однозначно в выигрыше окажутся операторы сотовой связи: все цены они исторически указывали без НДС и НСП. Таким образом, в полученных после Нового года счетах абоненты просто не увидят дополнительной строчки. Снижение налога на добавленную стоимость на 2% также сделает мобильную связь дешевле. Разумеется, цены на мобильные телефоны и аксессуары, указывавшиеся ранее без соответствующих налогов, также понизятся.

А вот торговые сети, заявлявшие о готовности снизить цены, вдруг заняли осторожную позицию. "Ведомости" привели ряд высказываний руководителей крупных московских торговых брендов об отмене НСП и снижении розничных цен. Ни одна компания не стала однозначно объявлять о 5-процентном снижении цен на весь ассортимент. "М.Видео" прогнозирует снижение цен на низшую ценовую категорию, "Седьмой континент" заявил о снижении цен на 100 позиций ассортимента из 50 тыс., "Пятерочка" и "Петровский" также говорят лишь о частичном выполнении майских обещаний. Понять позицию коммерсантов можно. Незаметные 5% в кошельке состоятельного покупателя в случае снижения цен для крупных компаний с гигантским оборотом могут обернуться недополученной прибылью, выраженной десятками миллионов долларов. В то же время – на другой чаше весов лежит доверие покупателей и представителей правительства. Какими на самом деле окажутся цены в супермаркетах, мы узнаем уже очень скоро: до Нового года остались считаные дни.

Выбор читателей