Россию не смогли отлучить от иномарок

Отечественные заводы и немногочисленные пока автосборочные предприятия просто не способны резко увеличить объемы выпуска автомобилей и заполнить освободившуюся нишу

В Петербурге только что завершилась Десятая международная специализированная выставка "Авто+Автомеханика". Россия, несмотря на таможенные сложности, высокие пошлины и низкую покупательную способность остается весьма привлекательной для зарубежных автопроизводителей. И все же легкой дороги у зарубежных моделей на наших просторах не будет.

Главным событием нынешнего форума стало официальное представление модели Ford Focus производства ЗАО "Форд Всеволожск". Американская компания уже не в первый раз становится первопроходцем в сфере автомобильной промышленности. Нынешний этап ее руководство оценивает весьма оптимистично: было объявлено о прогнозе увеличения продаж российских "Фордов" в 3,5 раза. По словам президента ЗАО Ford Motor Company в России и СНГ Хенрика Нензена, "первоначальный прогноз объема продаж автомашин российской сборки оценивался в 2002 г. в 800 единиц. Однако в настоящий момент подписаны контракты и произведены частичные предоплаты на 3 тыс. 280 единиц, а 560 автомобилей уже поставлены клиентам. В настоящий момент руководство компании рассматривает возможность введения на автозаводе во Всеволожске второй смены, что потребует дополнительного набора кадров в 400 человек. В общей структуре продаж автомобилей "Форд" в России по-прежнему около 40% занимают корпоративные клиенты. Мы очень горды таким интересом корпоративных клиентов к нашим моделям и рассчитываем на дальнейшие заказы, в том числе от властей регионов России, с которыми продолжается процесс переговоров".

В мировой автомобильной отрасли в последнее время сложилась тенденция к снижению доходов фирм-производителей. Сегодня огромный интерес потребителей вызывают автомобили смешанного типа, сочетающие прочность и полный привод внедорожников с вместимостью минивэнов и мягким ходом и управляемостью спортивных машин. Чтобы не отстать от конкурентов, заводам приходится расширять модельный ряд. Иными словами, те компании, которые смогут быстро наладить выпуск новых машин при минимальных затратах, получат прибыль даже при небольших объемах продаж. Труднее всех в этой ситуации придется таким гигантам, как Ford, Chrysler и General Motors (GM), которые делали ставку на производство традиционных моделей. Поэтому не случайно взгляды американских магнатов устремлены сейчас на Россию.

Извилистый путь на российский авторынок

Кроме строительства собственных заводов, появилось и второе направление зарубежного бизнес-присутствия в российской автопромышленности - инвестиции и партнерские отношения с местными компаниями. В результате на "АвтоВАЗе" начато производство народного джипа Chevrolet-Niva. Этот автомобиль будет стоить для российского потребителя меньше $8 тысяч. По мнению экспертов, любой другой автомобиль, который начали бы производить в России "с нуля", стоил бы не менее $10 тысяч.

Сам "АвтоВАЗ" весьма заинтересован в зарубежных инвесторах. А представители GM нацелены на то, чтобы получить право первым купить долю российского концерна, но лишь после подведения итогов первого совместного проекта. Несмотря на то, что "АвтоВАЗ" производит автомобили, хотя и лучшие в России, но неконкурентоспособные по сравнению с европейскими, японскими или американскими, руководство GM не боится испортить собственный имидж. Вице-президент корпорации "Дженерал Моторс" Дэвид Херман по этому поводу заявил: "Потери имиджа не должно произойти по целому ряду причин. Во-первых, мы строим автомобиль на новом оборудовании. Во-вторых, мы активно работаем с поставщиками компонентов для того, чтобы повысить качество всех деталей, которые они поставляют. Мы предоставляем нашим поставщикам инженерную помощь лучших специалистов".

Подумывают о создании собственного производства в России и в компании Volkswagen. По мнению экспертов, в нашей стране можно производить высококачественные автомобили себестоимостью от $6 до $9 тыс. и продавать их на экспорт в два-три раза дороже. Но прежде, чем производить продукцию и торговать ею, следует добиться от дилеров не только качественного обслуживания, но и сокращения затрат на транспортные, экспедиционные и складские составляющие бизнеса. Таков типично немецкий подход к порядку, продемонстрированный руководством Volkswagen на выставке в "Ленэкспо".

Чтобы создать центр продаж, необходимо вложить в покупку техники, создание товарных запасов, оборудования и т.д. около $2 миллионов. Поэтому открывать "полный" дилерский центр (с продажами автомобилей, запчастей и сервисом) имеет смысл только тогда, когда в регионе уже существует парк подержанных или новых машин, которые можно обслуживать. В этом плане наша страна вполне соответствует задачам немецкой компании, устроившей в Петербурге российскую премьеру абсолютно нового автомобиля - машины представительского класса Phaeton. Как объявили представители концерна, для новой модели будет создан национальный (для России) и региональный (для стран СНГ) центр продаж и обслуживания.

Несмотря на протекционистские меры правительства, объем ввоза иномарок в Россию будет увеличиваться. С их увеличением процесс таможенной обработки усложнился, поэтому большинство крупных производителей приняло решение о коренной реорганизации системы поставок с радикальным сокращением числа участников и прохождением процесса растаможиванием через единый терминал.

Новая схема позволяет практически полностью контролировать российский автомобильный импорт. Однако она выгодна не только им, но и государству: таможне легче работать с одним юридическим лицом. Как считают в Государственном таможенном комитете, такое взаимодействие позволяет сделать импорт максимально прозрачным и избежать потерь для бюджета. Практика "зеленого коридора" в отношении официальных импортеров в прошлом году позволила довести их долю в общих поставках до 84%. А это значит, что покупатель получает сертифицированный для российского рынка товар, за который производитель несет ответственность.

Как все помнят, в конце марта правительство одобрило проект концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года. Названный документ предполагает реализацию целого спектра государственных мер, от стимулирующих до протекционистских, в результате которых в стране должны будут появиться автомобили "экологически и технически нормальные", и притом недорогие - в пределах $7-8 тысяч. Первые, по кому нанесет удар эта концепция, - перекупщики подержанных иномарок, цены на которые заметно возросли. Впрочем, отмечают аналитики, отрицательно эта программа скажется и на импорте новых машин.

Программа предусматривает, в частности, приток иностранных инвестиций и снижение налогов на ввоз импортных комплектующих. Указанные меры должны способствовать развитию совместных автосборочных предприятий. Следовательно, появятся иномарки российской сборки, которые будут стоить дешевле зарубежных аналогов. Именно в этих направлениях и начали действовать крупные зарубежные автопроизводители, чтобы хоть как-то компенсировать потери от других мероприятий по защите отечественного производителя.

Нет сомнений, что правительственные меры по укреплению позиций отечественного автопрома еще не раз ударят по интересам рядовых граждан. Возможно, кое-кто и откажется от покупки или эксплуатации дорогостоящей иномарки и пересядет на отечественный автомобиль. В то же время эксперты не исключают, что в связи с уменьшением импорта подержанных зарубежных машин на внутреннем рынке может возникнуть дефицит автомобилей в 200- 250 тыс. штук в год. Отечественные заводы и немногочисленные пока автосборочные предприятия просто не способны резко увеличить объемы выпуска продукции и заполнить освободившуюся нишу. К тому же в нынешней экономической ситуации основной спрос приходится на автомобили в ценовом диапазоне $3-6 тыс., а те же совместные предприятия ориентируются на сборку моделей стоимостью примерно $10 тысяч.

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Территория риска" специально для "Yтра".

Выбор читателей