Авторитетов не только сажают, но и убивают

Замначальника отдела ГУБОП заявил, что за последний год на воров в законе удалось завести рекордное количество уголовных дел. Кроме того, они стали чаще гибнуть в криминальных разборках




Сегодня замначальника отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью Геннадий Захаров рассказал журналистам о работе своего ведомства за последний год и о ситуации с организованной преступностью в целом. Он сказал, что российской милиции сейчас известно о существовании примерно тысячи воров в законе. Чаще всего их криминальная деятельность связана с торговлей оружием и наркотиками, ресторанным и игорным бизнесом, а также контролем проституции. С наибольшим размахом они действуют в Москве и Московской области (в столичном регионе известно около 200 авторитетов). Кроме того, "значительное воровское движение" наблюдается в южных частях страны, где источником наживы преступников является курортный бизнес.

Термин "вор в законе" отсутствует в российском Уголовном кодексе, но давно прижился в жаргоне и бандитов, и милицейских оперативников. Так называют лиц, которые планируют преступления, а их осуществление поручают простым исполнителям. Они также играют роль судей в конфликтах, возникающих между группировками.

Захаров подчеркнул, что сами авторитеты практически никогда не участвуют в преступлениях и предъявить им обвинения бывает достаточно сложно. Кроме того, утратили свое значение "воровские законы", которые в советские времена неукоснительно соблюдались в преступных сообществах. Поэтому современный облик авторитетов сильно изменился - уже можно пересчитать по пальцам тех, кто провел большую часть взрослой жизни в тюрьме (а раньше без этого нельзя было и мечтать о "почетном" титуле). Теперь это не преступники-рецидивисты, а скорее высокопоставленные руководители финансовых структур, через которые на самом деле отмываются доходы от криминальной деятельности.

Но правоохранительные органы делают все возможное, чтобы привлечь этих "бизнесменов" к ответственности. Сейчас около 200 авторитетов находятся в оперативной разработке. Только за этот год на 38 воров в законе было найдено достаточно улик, чтобы завести уголовные дела. Из них трое уже осуждены на длительные сроки, 16 человек ожидают суда в следственных изоляторах, еще трое объявлены в розыск.

Для обезвреживания воров в законе российской милиции приходится часто прибегать к помощи зарубежных коллег. В качестве одной из самых успешных таких операций Геннадий Захаров назвал арест крупнейшего российского авторитета Вячеслава Иванькова по кличке Япончик, который сейчас сидит в американской тюрьме. Кстати, на вопрос о том, чего следует ожидать после его освобождения (которое произойдет в апреле 2004 г.), полковник Захаров ответил, что принимаются соответствующие меры и никакого всплеска криминальной активности в России не будет.

Захаров также отметил, что в последнее время воры в законе стали чаще гибнуть в криминальных разборках. В 2003 г. таким образом были убиты уже 13 авторитетов, в то время как за весь прошлый год - только пятеро.

Выбор читателей