"Самые-самые" российской политики и бизнеса

Итоги 2003 г. оказались весьма неожиданными: политиком года стал не Владимир Путин, а бизнесменом года – не Роман Абрамович и даже не Анатолий Чубайс... Не совсем традиционные рейтинги "Yтра" и ЦРТ

Дорогие читатели!

"Yтро" и Центр репутационных технологий представляют итоговые рейтинги за 2003 год.

Отныне наши рейтинги будут составляться по новой методике, в основе которой – Индекс информационного благоприятствования (ИИБ), при расчете которого учитываются такие параметры, как характер публикации (позитивный, негативный, нейтральный), роль исследуемого объекта (главная, второстепенная, эпизодическая), влиятельность конкретных СМИ, ангажированность тех или иных материалов и многое-многое другое. География анализируемых источников существенно расширена: теперь в нашем распоряжении базы данных практически всех СМИ России (печатных, телевизионных, радио и Интернета).

Отныне ни один кабельный канал, ни одна школьная стенгазета или подпольный интернет-сайт не укроются от нашего всевидящего ока. Каждый пишущий и выступающий субъект должен помнить, что слово его не канет в Лету, но будет зафиксировано, просчитано и оцифровано и в таком виде сохранится в веках.

Принципиальное отличие новых рейтингов от старых состоит в объеме обработанной информации. Прежняя версия отражала изменчивые вкусы печатной прессы – самого свободного на данный момент сектора отечественных СМИ. В новой версии мы слышим уже не сбивчивый лепет столичных публицистов, но могучий голос всероссийской пропаганды, коя днем свет Божий затмевает, а ночью, как известно, землю освещает. В арсенале ее – федеральные и региональные телекомпании, чей гипнотический взор приковывает беспомощного россиянина к дивану и инфильтрирует его прозрачный мозг нужной дозой агитинъекций, а также радио и местная пресса. Таким образом, исчезает так часто смущавшее нас противоречие между неколебимой генеральной линией, чье направление каждый ощущает всеми фибрами души, и своенравными пристрастиями пишущей публики. Отныне перед нами предстанет конструируемая реальность во всей ее обозримой полноте. Легкий побочный эффект столь широкого охвата информационного поля в том, что один взгляд на таблицы с рейтингом благоприятствования и уровнем упоминаемости выявляет с высокой степенью точности объемы потраченных на рекламу того или иного субъекта денежных средств. Сразу предупредим читателя, что мы в эти интимные дела соваться не будем и от всяких финансовых комментариев воздержимся – пусть плательщики и подрядчики разбираются между собой, по возможности мирно.

Суть наших исследований останется неизменной. Рейтинги по-прежнему будут отслеживать активность основных игроков в политической и экономической жизни общества и состоять из нескольких основных разделов: "Политики", "Компании", "Бизнесмены". Утрата раздела "Партии" объясняется результатами прошедших выборов в Думу и последовавшими изменениями в отечественной партийной системе.

А пока – взглянем на итоги бурного 2003 года, представленные языком сухих цифр в стройных колонках наших таблиц. Структура их читателю знакома – это все те же политики, партии, бизнесмены и компании. Результаты почти не требуют комментариев – пусть каждый читатель мысленно еще раз переживет волнующие моменты уходящего в вечность года. Впрочем, несколько слов на прощание мы себе все-таки позволим.


Нажмите для просмотра таблиц рейтинга


ПАРТИИ И ПОЛИТИКИ

Что касается партий, на них мы любуемся в последний раз – все-таки в году прошедшем они играли какую-то комическую роль на плоской сцене нашей жизни – останется, о чем вспомнить. Так пусть общим памятником им будет построенный в боях парламентаризм, а также итоговый балл информационного благоприятствования. Мы же, сотря пыль с их мраморного надгробия и печально улыбнувшись собственным воспоминания, с легким сердцем перейдем в новый год – год победившей беспартийности. Предвестником и символом его, так сказать, каменным голубком на братской могилке, смотрится золотой призер обеих номинаций – непостижимая и необъятная "Единая Россия".

Список политиков также будет подвергнут корректировке в первом же выпуске нового года – необходимо произвести обновление и очиститься от мертвых душ и оборотней, а также представить место кое-каким новорожденным звездам сцены.

Итак, итоговая первая строка таблицы информационного благоприятствования политиков занята вовсе не той фамилией, которую мы ожидали бы там прочесть, и кажется в первое мгновение оптическим обманом. Кто же этот несчастный, осмелившийся подняться прямо к Солнцу на своих восковых крыльях? Кто стал политиком года? Не кто иной, как наш общий любимец, многократный мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Вот так-то – региональная пропагандистская машина работает эффективнее федеральной, и объем патоки московского производства перевесил президентскую бочку меда, куда разные доброхоты норовят сунуть свою ложку дегтя. Президент у нас только на втором месте, притом что уровень упоминаемости Юрия Лужкова ниже более чем в пять раз (!). Пора, пора кремлевским сантехникам и водопроводчикам начать простукивать каждое колено, каждую батарею нашей замысловатой медиа-машины – где-то в ней завелась гниль, пробоина и перекос рабочего давления, отчего происходит утечка драгоценного пропагандистского тепла в атмосферу. Теплоотдача явно неадекватна объемам закаченного в систему топлива, на что мы, как сознательные граждане, не можем не указать компетентным органам, чей долг – согревать наши сердца всю долгую зиму, вплоть до Великого Солнцестояния 14 марта.

Эта дата станет роковой в жизни еще одного нашего героя – Михаила Касьянова. Пока аналитики предаются преждевременным святочным гаданиям об имени будущего премьера и судьбе кабинета министров в целом, мы тоже попробуем навести свое зеркальце на луну, как юная Татьяна Ларина. В самом деле, 17-е место для действующего главы правительства – как любят говорить учителя начальных классов, "можно и получше". При этом по упоминаемости он на 2-й позиции, сразу за президентом. В этом несоответствии нам видится какой-то тревожный намек, тем более что по уровню информационного благоприятствования премьера обгоняют такие опасные конкуренты, как Алексей Кудрин, Борис Грызлов, Герман Греф и даже чуждающийся публичности Александр Волошин. Все мы помним, чем закончилось гадание Татьяны: "Как ваше имя? Смотрит он и отвечает: "Агафон". Наш Агафон нам пока не повстречался – но будем иметь терпение.

Остальные участники забега большой тревоги не вызывают – ни для кого не станет сюрпризом, что правоориентированные политики прозябают в нижней части обеих таблиц, а почетным Чертом Года назначен незаменимый в этой роли Борис Березовский, человек с самым низким рейтингом информационного благоприятствования. Рядом с ним уютно устроился Геннадий Зюганов, который с предпоследней строки рейтинга передает пламенный привет призеру №6 – Сергею Глазьеву.

Ну а политическим образованием года – кто бы сомневался! – стала "Единая Россия". На втором месте оказалась "Аграрная партия", красноречиво иллюстрирующая парадокс: затраты на пиар совсем не пропорциональны результатам выборов в Думу.

Мы же от себя позволим поздравить того, кому все обязаны этими результатами и чье имя не встречается в наших таблицах, – Владиславу Суркову, ниспровергателю Маркса и победителю коммунизма в России. Желаем ему в следующем году сбросить с корабля современности еще какого-нибудь устаревшего философа – например, Фридриха Ницше, пока его дурно понятые идеи не приобрели у нас опасной актуальности.

КОМПАНИИ И БИЗНЕСМЕНЫ

Перейдем теперь к списку бизнесменов и компаний – там нас тоже ожидает сюрприз и, пожалуй, приятный. Первым по упоминаемости, разумеется, является Жертва Года, НК "ЮКОС". Но вот компанией года по уровню информационного благоприятствования стал мирный отечественный производитель – "Мегафон". При 15-м месте по упоминаемости, 1-е место в рейтинге благоприятствования – истинный триумф корпоративного PR. Призываем руководство компании вознаградить соответствующие службы новогодней премией в размере двойного оклада – они это заслужили, обогнав и Центробанк, и РАО "ЕЭС", и "Газпром".

Вообще результаты года вознаграждают мирный труд на благо государства: в первой пятерке естественные монополии, Центральный банк и крылья Родины – "Аэрофлот". Впрочем, монополия монополии рознь. Андрей Миллер, например, на 3-м месте в списке любимцев публики, а Анатолий Чубайс – 3-й снизу, в компании расхитителей социалистической собственности Ходорковского, Гусинского и Лебедева. Это опасное соседство, в сочетании с утвержденными планами проверок Счетной палаты на 2004 год, вызывает тоскливое предчувствие, подобно ночному вою собак и стуку ветра в трубе. Из всех "бизнесменов с минусом" с одним только Анатолием Борисовичем еще не случилось того, от чего, по известной русской поговорке, никому не следует зарекаться. На опасной границе, заметим, балансирует и Роман Абрамович, но его, мы надеемся, защитят туманы неприступной Британии. "О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана", как писал гуманный поэт Василий Жуковский. Да будет судьба милосердна ко всем нам в будущем году!

Обратимся, однако, к солнечной стороне бизнес-жизни 2003 года. Бизнесменом года стал Владимир Потанин, лучший друг "Единой России" и горячий поклонник всех идей и начинаний Владимира Владимировичу Путина. Надо сказать, что под прикрытием всей этой верноподданнической активности Владимир Олегович позволяет себе то, что законами 2003 года объявлено государственным преступлением, – владение СМИ и контроль над исполнительной властью в регионах. К Красноярскому краю, возглавляемому надеждой российского либерализма Александром Хлопониным, прибавилась в уходящем году еще и Тверская область, получившая нового губернатора Дмитрия Зеленина, бывшего топ-менеджера "Норильского никеля".

Вообще 2003 был годом заката нефтяной отрасли и, судя по всему, началом рассвета отечественной металлургии – будет любопытно посмотреть, как проявит себя эта тенденция в 2004 году. Так что прошедший год, возможно, ретроспективно покажется нам не таким уж черным – просто одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. Будем учиться смотреть в будущее с оптимизмом, каковому трудоемкому занятию и посвятим предстоящие новогодние каникулы. А за ними наступит новая встреча с неизменно снисходительными нашими читателями, которым мы желаем сохранить тот же неослабевающий интерес к изменчивым картинам нашей жизни, который одушевляет и автора этих строк.


Выбор читателей