ТВ захватили "оборотни в бутылках"

Неистощима фантазия производителей крепких спиртных напитков, изобретающих все новые способы напомнить потребителю о существовании своей хмельной продукции




"Алкогольные войны", длившиеся весь прошлый год и ставшие одним из самых заметных событий на рекламном рынке, судя по всему, продолжатся и в году наступившем. Воистину неистощима фантазия производителей крепких спиртных напитков, изобретающих все новые способы напомнить потребителю о существовании своей продукции. Так, совсем недавно в телеэфире начал крутиться рекламный ролик конфет "Флагман", содержащих в качестве начинки хорошо знакомую россиянам водку с идентичным названием.

Реклама, надо заметить, особой оригинальностью не отличается и с одинаковым успехом могла бы пропагандировать какой-нибудь сок, кондиционер для волос или оператора сотовой связи. Холеные, несомненно успешные мужчины и женщины наслаждаются жизнью и окружающей природой, а закадровый голос призывает их сограждан почувствовать себя такими же свободными, независимыми и умиротворенными. При этом о конфетах не говорится не слова. И вместо того, чтобы показаться во всей своей съедобной красе в последнем кадре, дабы зритель успел хорошенько разглядеть и запомнить упаковку, расплывчатый, как мираж, рекламируемый продукт на короткий миг стыдливо возникает на заднем плане, тут же уступая место логотипу, который вызывает отнюдь не кондитерские ассоциации.

Примечательно, что о создании данной рекламы было объявлено еще в середине прошедшей осени и авторы вовсе не скрывали своего намерения показать ее по телевидению. Впрочем, Русская вино-водочная компания (РВВК), владелец марки "Флагман", не скрывала и того, что главной задачей новой рекламной кампании является не раскрутка конфет, а поддержание бренда. Некоторые телеканалы, в частности НТВ, поспешили заявить, что отправят сомнительный ролик на экспертизу в Министерство по антимонопольной политике (МАП), прежде чем выпустить его в эфир. Как сообщили "Yтру" в пресс-службе министерства, ролик действительно был предоставлен, и каналу дали понять, что, возможно, есть признаки нарушения закона о рекламе. Сейчас МАП изучает ситуацию.

Напомним, это уже не первый случай, когда антимонопольное ведомство испытывает живой интерес к рекламе товаров под маркой "Флагман". Жители крупных городов наверняка еще помнят прошлогоднюю рекламную кампанию слабоалкогольного коктейля с аналогичным названием, также сильно смахивающую на продвижение одноименной водки. Кстати, даже слоган "Имеешь право" перекочевал в конфетный ролик.

Прибегали к подобным приемам и другие производители. Вслед за "Флагманом" в наружной и телевизионной рекламе появилась питьевая вода "Гжелка" и "Ятъ" – тезки популярных горячительных напитков. А до этого широкую огласку получила история с компанией Nemiroff, выступавшей спонсором показов на ТВ боксерских поединков, в анонсах которых демонстрировался фирменный логотип, рекламирующий якобы маринованный перец, но более известный как название горилки .

Бороться с недобросовестными рекламодателями МАП пытается при помощи инструментов рекламного же рынка. Проводятся опросы общественного мнения, чтобы выяснить, с каким именно продуктом ассоциируется у потребителей реклама, вызывающая подозрения министерства. Однако надо заметить, что МАП достаточно неповоротлив в рассмотрении подобных проблем. И, как правило, пока ведомство изучает ситуацию, рекламная кампания успевает благополучно завершиться. Уже давно не появляется на телеэкранах милая девушка в бело-голубом платье, исчезли и соответствующе плакаты с улиц, а вопрос по поводу законности рекламы упомянутых "Гжелки" и "Ятъ" до сих пор находится в стадии рассмотрения.

Также по-прежнему пребывает на этапе разработки проект закона, запрещающего рекламу зонтичных алкогольных брендов. О намерении внести такой документ в 2004 г. на рассмотрение в правительство заявляли в конце прошлого года высокопоставленные представители министерства. Более детальных комментариев по этому вопросу МАП пока не дает.

Впрочем, как признают все участники алкогольного противостояния, основная проблема кроется в несовершенстве самого закона "О рекламе", принятого еще в 1995 г. и морально устаревшего за прошедшие почти десять лет. Фактически реклама алкоголя, крепость которого превышает 15%, разрешена только в месте его непосредственного производства или продажи, и производители спиртного вынуждены искать лазейки, чтобы хоть как-то донести до потребителей информацию о своем продукте. Но у прошлой Думы руки до пересмотра этого закона так и не дошли. И не исключено, отмечают эксперты, что в новой Думе лоббистам рекламного рынка придется начинать все заново. Так что россиянам, похоже, предстоит увидеть еще немало образчиков смекалки отечественных творцов алкогольной рекламы.


Выбор читателей