Любви все патологии покорны

Еврейская эмигрантка, в течение всей жизни с русской отзывчивостью всем дававшая и с русским любопытством все попробовавшая, встречает в Берлине немца-миллионера и понимает, что это любовь




На сцене Центра им. Мейерхольда первая премьера года – пьесу "Свадебное путешествие" Владимира Сорокина поставил директор фестиваля "Золотая Маска" Эдуард Бояков. Поставил, продолжив странную линию заведомо модных и скандальных спектаклей по пьесам десятилетней давности. У Мирзоева – Улицкая, у Боякова – Сорокин, обе пьесы ощутимо экспортные, с экзерсисами про русскую душу и русскую историю, с водкой и огурцами в апофеозе действия. В обоих случаях скандала не вышло: там – Мирзоев подкачал, увлекшись православными распевами, а тут сам драматург Сорокин сорвался в сентиментализм, прямо-таки непозволительный для постмодерниста его ранга.

Тематика "Свадебного путешествия" – тематика свободно конвертируемая. Во-первых, любовь, во-вторых, русская душа, в-третьих, неизжитое прошлое.

Еврейская эмигрантка Маша (Оксана Фандера, в другом составе – Анна Большова), в течение всей жизни с чисто русской отзывчивостью всем дававшая и с любопытством все попробовавшая, встречает в Берлине немца-миллионера Гюнтера (Андрей Смоляков) и понимает, что это любовь. Только немчик оказался с закидонами. Потому что Гюнтер – не просто немец, а сын нацистского преступника Фабиана фон Небельдорфа, пытавшего заключенных на крюках для свиней и покончившего с собой на даче Гитлера после падения фашистского режима.

Отягощенный памятью об отце-нацисте, Гюнтер фон Небельдорф мается болезненным комплексом вины: коллекционирует еврейские реликвии и произведения еврейского искусства и получает хоть какое-то наслаждение только когда его подвешивают за крюк, на котором его папаша пытал заключенных, и секут ремнем, приговаривая: "Вот тебе, мрамор". Кроме того, он страшно заикается и невротик, но это уже мелочи.

В первую же ночь знакомства Маша хорошенько отстегала возлюбленного ремнем, за что он ей на следующее утро предложил руку и сердце. Еще одна еврейская реликвия в коллекцию вечного искупителя отцовской вины... но все не так просто. Ведь машина бабушка – энкавэдэшница Роза Гальперина – тоже была не промах по части пыток, в том числе и изобретенных ей самой: вроде битья подсудимого каблуком в пах. Так что любовники стоят друг друга и для полного счастья остается только порвать с прошлым и зажить весело.

А порвать с прошлым не так уж и просто. Потом, и к прошлому этому герои относятся по-разному. Если для Маши пыточная бабушка лишь предмет семейного фольклора и смутное воспоминание из детства, то для Гюнтера память об отце – источник всех его комплексов и проблем в настоящем. Помочь тут может только психоаналитик. И тут появляется психоаналитик...

Самый фактурный герой сорокинской сказочки в постановке Боякова – именно психоаналитик, точнее сказать, психиатр Марк, которого блестяще играет васильевский актер Игорь Яцко. Мечась по сцене, с бухгалтерской точностью он сводит дебет с кредитом, выстраивая картину извращений и борьбы с извращениями, в которой, на первый взгляд, не может быть ни единого изъяна. Смешивает умозрительные порошки, предлагает рецепты. Однако универсального рецепта от психических проблем не существует – метод, предложенный красавцем психиатром, действует безотказно, но недолго.

"Свадебное путешествие" обманывает ожидания, это вовсе не тот спектакль, который думаешь увидеть, взглянув на фамилии актеров, режиссеров (сорежиссером спектакля выступила ученица Камы Гинкаса Илзе Рудзите) и драматурга. Ожидается – скандал, получается – милая сказочка о том, что ожидания не всегда оправдываются, но любовь – есть, и принц с принцессой все равно будут вместе. Ожидается – актуальность, но тема неизжитого прошлого никогда не была для России актуальна. Новую жизнь мы всегда строили без оглядки на старую, а дети у нас от родителей отказывались заместо того, чтобы искупать их грехи. Куда покатится мир, если русские начнут испытывать чувство вины?! Кстати, еврейка Маша никакого чувства вины абсолютно не испытывает, а все страдания возлюбленного воспринимает как психосексуальную патологию и не более того. И, наконец, тому, кто ожидает от блестящего актерского состава столь же блестящей игры, тоже придется разочароваться: эти актеры слишком хороши, чтобы жить вместе. Где – васильевский Яцко, огромный, яркий, буквально поющий текст, где – трагический Смоляков, белый клоун с грустными глазами, ведущий актер "Табакерки", где, наконец, шумная, яркая, эмоциональная, резкая актриса Фандера – из этих столь по-разному звучащих инструментов почти невозможно сделать ансамбль...

Каждый играет свою линию, и спектаклю это далеко не всегда идет на пользу, он раздираем этими тремя актерами необратимо, вместо цельности получается расчлененка – очень, впрочем, по-сорокински.

Бояков поставил шоу. Красные жалюзи вместо стены и белый меховой крутящийся круг посередине – почти вся сценография. Актеры, которые демонстрируют себя, как модели на подиуме. Группа "5nizza" и мировая классика в качестве музыкального сопровождения. Шоу о любви и нацизме – каким хотят его видеть на Западе. Показательное выступление на заданную тему, где все ингредиенты успеха собраны в одну не перемешанную кашу.

Со сцены будут – пусть немного, но будут – звучать матерные выражения. Маша-Фандера будет крайне увлекательно учить иностранцев "правильно пить русскую водку". Гюнтер-Смоляков будет крайне познавательно рассказывать про то, как готовить хрустального поросенка. Психиатр Марк крайне выразительно будет сыпать медицинскими терминами и проводить сравнительный анализ русского и немецкого психотипов. Именно таким хотят видеть театр на Западе – кастрированным и стерильным. Где всякая мысль и идея сводится к чистой иллюстративности. Всякая театральная рецензия превращается в пересказ сюжета и сдержанную похвалу актерам. А всякий порыв к эпатажу срывается в эксцентричную мелодраму, к истории о том, как настоящая любовь способна хоть на время, но победить всякую патологию.

2 и 3 февраля премьера в Берлине, 6 февраля – премьера в Мюнхене.

Выбор читателей