СПС не сумел разобраться с бардаком

Лежачего не бьют, и, возможно, к российским либералам стоило бы относиться сегодня с большим сочувствием, если бы не одно "но". Очень похоже, что они в очередной раз ничего не поняли




В минувшие выходные Союз правых сил боролся за выживание. Хотя правильнее было бы сказать – за политическую плавучесть. Поражение на думских выборах, усугубленное не санкционированным правым большинством самовыдвижением Ирины Хакамады в президенты, привело партию на грань раскола, а значит гибели – хорошо известно, что любое "принципиальное расхождение" в российской демократической среде всегда приводит к скоротечной маргинализации с последующим затем забвением. Четыре года назад многие из партий, вошедших в не без труда сколоченный СПС, были именно такими маргиналами от демократии. И потому неудивительно, что в тяжелый для себя момент каждый из бывших их выдвиженцев счел себя вправе заявить о своем особенном взгляде на произошедшее, происходящее и грядущее. В полной мере явило себя и другое родимое пятно СПС – аморфный институт сопредседателей партии. Вообще в 1999 г. правые, придумавшие эту "фишку", в очередной раз доказали, что классиков, даже марксистских, читать стоит даже либералам: все-таки партия – не игрушка и, обряженная во всякие такие рюшечки, без жесткой централизации в условиях политического противостояния все равно не выживает. Сопредседатели, познавшие в 99-м успех в шлейфе успехов Владимира Путина, не имели причин быть недовольными сложившийся системой ровно до того дня, когда проиграли парламентские выборы, ибо никто в Кремле им больше почему-то плечо не подставлял. И когда Ирина Хакамада, не спросясь у своих коллег по "сопредседательствованию" – Бориса Немцова, Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, бросила вызов лично Путину, эффект коллегиальности приказал долго жить.

Хакамаду поддержал Немцов, не поддержал Чубайс. Егор Гайдар, тот вообще крепко задумался. Но, что важнее, Хакамаду не поддержали более половины делегатов съезда. Причем все это произошло не до – что говорится, в порядке дискуссии, – а после самовыдвижения Ирины Муцуовны. Такой политический хаос на языке обывателя называется бардаком. Этим не очень приличным словом можно охарактеризовать вообще все, что в эти дни решали и не дорешили на съезде. Бог с ними, с обвинениями в расхищении средств, выделенных в свое время на участие партии в парламентских выборах: не захотели посвящать в результаты "собственного расследования" прессу, ну и ладно. Но и все остальные вопросы были явным образом подвешены. Вопрос о том, как следует поступить на президентских выборах, было решено отдать на откуп каждому. Лидер? Его имя назовет "экстренный съезд", намеченный на апрель. Политсовет партии? Куда же он без все тех же Немцова, Чубайса, Хакамады и Гайдара, которые оба дня работы съезда только и говорили о своей ответственности за поражение и готовности ответить за него партийными постами... Они более не сопредседатели, но все же опять стали членами политсовета, и кто знает, что там будет дальше.

Лежачего не бьют, и, возможно, к нашим либералам стоило бы относиться сегодня с большим сочувствием, если бы не одно "но". Очень похоже, что они в очередной раз ничего не поняли. В 99-м один из их тогдашних лидеров Сергей Кириенко на вопрос о том, уверены ли в СПС, что Путин – человек их, демократической, породы, уверенно ответил: "Абсолютно". Сегодняшний СПС думает о Путине по-разному, зато, говоря о причинах своих несчастий, заявляет: "Мы пытались на этих выборах понравиться всем". Интересно, это они о предвыборном рекламном ролике непростого самолета с дорогими интерьерами?..

Разочаровавшись в Путине, правые опять пытаются использовать путинский ресурс – на сей раз, выступив решительными оппонентами президента. Опять все крутится вокруг конкретной личности, которая, как выясняется, как воздух нужна нашим либералам – ну не могут они донести до людей ничего, кроме аргументов "за Путина" или "против Путина". Но если от президента так многое зависит в их политической судьбе, что же они обижаются, когда их на каждом шагу подозревают в сговоре с Кремлем?

Любая партия, представляющая интересы среднего класса или тех, кто хочет в таковой влиться, для достижения успеха должна быть возглавляема "лавочником" – человеком, своим горбом, потом и мозолями заслужившим право отовариваться в супермаркете. Такой человек, или такие люди, сумеют договориться с миллионами таких же, как они. И потому быть может в сердцах озвученное Немцовым желание уйти в бизнес – не в государственный, не в "олигархический", а "просто бизнес", – самое трезвое. Истины – они ведь просты, а потому то ли недостойны рассмотрения на партийных съездах, то ли выше их понимания...

Выбор читателей